Педагогика и образование » Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках казахской литературы

Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках казахской литературы

Страница 2

Современный школьник сейчас находится в таких жизненных условиях, стремительный динамизм и вопиющие противоречия окружающей действительности, какофония голосов различных религиозных учений и сект, агрессивный напор потока информации, компьютеризация, меняющая и расширяющая взгляд человека на мир, деятельность людей и нравственные ценности, которые, заставляя его бороться с деконструктивизмом собственных взглядов и мышления, интуитивно приводят к стремлению дойти до сути того или иного явления и в то же время охватить его в целостности.

Вместе с этим формируется мотивация к преодолению деперсонализации собственной личности. Все это вместе взятое создает предпосылки для формирования философского склада мышления. Поэтому стоит вопрос о диалектическом подходе и к школьному преподаванию литературы, приобщающего школьников к процессу развития художественной мысли родного народа.

В школьных учебниках, утвержденных министерством образования и науки Республики Казахстан, разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы.

Известный современный философ Е. Яковлев в своем выступлении "Искусство и религия" специально отмечает: как заметил известный английский философ, эстетик и искусствовед Герберт Рид, искусство и религия рука об руку выходят из темных времен предыстории и идут вместе на протяжении всей истории человеческой культуры. И мы видим, как в процессе функционирования человеческой культуры органически взаимодействуют художественное и религиозное сознание. Здесь существует художественно-религиозная целостность, причем в каждой культуре она приобретает своеобразные национальные, этические черты. Возникает система, художественно-религиозная система искусства создают неповторимую атмосферу бытия художественно-религиозной целостности данной культуры.

Исходя из этих взглядов, приходишь к выводу, что необходимо расширить представление учащихся об истоках литературы, как вида искусства.

Факт зарождения и развития казахской литературы с незапамятных времен несомненен, хотя известно, что казахи как этнос сложились в XIV-XV веках, материальное и духовное наследие, складывавшиеся в течение предшествовавших пятнадцати и более веков, не чуждо казахскому народу и имеет отношение к нему.

Известный казахский ученый Б. Кенжебаев, рассматривая историю казахской литературы, делит ее на этапы в следующей последовательности:

1. Древняя литература (VI-XV века). Это литература древних исторических родоплеменных союзов и сообществ, частично вошедших в состав казахского этноса, общая и единая в своей основе для всех тюрков.

2. Литература эпохи Казахского ханства (XV-XIX века). Собственно-казахская литература.

3. Новая критическая, реалистическая казахская литература XIX века.

4. Казахская литература начала XX века (1900 – 1920 г.г.).

5. Литература казахского народа после 1917 года.

Именно эта периодизация легла в основу современных учебников по казахской литературе для школ с русским языком обучения.

Содержанием учебника 5-6 классов являются произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, сказки, обрядовую поэзию, эпос, легенды), поэтов, писателей XIX-XX веков, которые раскрывают перед учащимися в общем плане мысль о творческом, созидающем начале народа и отдельно человеческой личности.

Работая в такой системе, учащиеся разного звена привыкают к мысли, что истинно прекрасное не может кануть в Лету, оно вечно и живет с нами сегодня. Начиная с пословиц о труде, о Родине, о добре и зле, продолжая сказками о животных, волшебными и бытовыми, заканчивая легендами о Кожанасыре, стыдящим хозяина за его гостеприимство только по внешнему виду, или об Алдаре-Косе, проучившему баев за жадность и глупость и Жиренше, заставившего смутиться даже хана за свою глупость, учащиеся убеждаются, что добро побеждает зло, богатство человека создается его трудом, сохраняется благодаря уму, милосердие и человеколюбие украшает человека.

Произведения Абая, М. Дулатова, А. Байтурсынова, Б. Момыш-улы и других убеждает учащихся в том, что древность не дряхлеет, а дает новые импульсы для художественного творчества, есть "вечные" сюжеты и "вечные" образы.

Программа 6-7 классов построена по проблемно-тематическому принципу соблюдения хронологии. Скрытой "пружиной" шестого и седьмого классов является идея "изображение в литературе взаимоотношений человека с окружающим миром". Здесь важно показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром; как писатель в силу своего художественного таланта умеет передать неотвратимость действий этих законов, необходимость следования им, если человек хочет быть человеком, с осознанием своей самоценности как личности и с чувством самоуважения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Российское образование в конце XIX – начале XXI века
С начала 70‑х гг., а в особенности при Александре III, вновь восторжествовала реакция. Школа опять стала сословной. Новый министр, И. ...

Анализ факторов, влияющих на качество подготовки специалиста
Под качеством специалистов, выпускаемых вузами, будем понимать некоторую систему свойств специалистов, которая определяет собой их пригодно ...

Словотворчество в словообразовании. Классификация Т.Н. Ушаковой
Очень интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая внесла большой вклад для изучения словотворчества детей. Т.Н ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru