Педагогика и образование » Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках казахской литературы

Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках казахской литературы

Страница 2

Современный школьник сейчас находится в таких жизненных условиях, стремительный динамизм и вопиющие противоречия окружающей действительности, какофония голосов различных религиозных учений и сект, агрессивный напор потока информации, компьютеризация, меняющая и расширяющая взгляд человека на мир, деятельность людей и нравственные ценности, которые, заставляя его бороться с деконструктивизмом собственных взглядов и мышления, интуитивно приводят к стремлению дойти до сути того или иного явления и в то же время охватить его в целостности.

Вместе с этим формируется мотивация к преодолению деперсонализации собственной личности. Все это вместе взятое создает предпосылки для формирования философского склада мышления. Поэтому стоит вопрос о диалектическом подходе и к школьному преподаванию литературы, приобщающего школьников к процессу развития художественной мысли родного народа.

В школьных учебниках, утвержденных министерством образования и науки Республики Казахстан, разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы.

Известный современный философ Е. Яковлев в своем выступлении "Искусство и религия" специально отмечает: как заметил известный английский философ, эстетик и искусствовед Герберт Рид, искусство и религия рука об руку выходят из темных времен предыстории и идут вместе на протяжении всей истории человеческой культуры. И мы видим, как в процессе функционирования человеческой культуры органически взаимодействуют художественное и религиозное сознание. Здесь существует художественно-религиозная целостность, причем в каждой культуре она приобретает своеобразные национальные, этические черты. Возникает система, художественно-религиозная система искусства создают неповторимую атмосферу бытия художественно-религиозной целостности данной культуры.

Исходя из этих взглядов, приходишь к выводу, что необходимо расширить представление учащихся об истоках литературы, как вида искусства.

Факт зарождения и развития казахской литературы с незапамятных времен несомненен, хотя известно, что казахи как этнос сложились в XIV-XV веках, материальное и духовное наследие, складывавшиеся в течение предшествовавших пятнадцати и более веков, не чуждо казахскому народу и имеет отношение к нему.

Известный казахский ученый Б. Кенжебаев, рассматривая историю казахской литературы, делит ее на этапы в следующей последовательности:

1. Древняя литература (VI-XV века). Это литература древних исторических родоплеменных союзов и сообществ, частично вошедших в состав казахского этноса, общая и единая в своей основе для всех тюрков.

2. Литература эпохи Казахского ханства (XV-XIX века). Собственно-казахская литература.

3. Новая критическая, реалистическая казахская литература XIX века.

4. Казахская литература начала XX века (1900 – 1920 г.г.).

5. Литература казахского народа после 1917 года.

Именно эта периодизация легла в основу современных учебников по казахской литературе для школ с русским языком обучения.

Содержанием учебника 5-6 классов являются произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, сказки, обрядовую поэзию, эпос, легенды), поэтов, писателей XIX-XX веков, которые раскрывают перед учащимися в общем плане мысль о творческом, созидающем начале народа и отдельно человеческой личности.

Работая в такой системе, учащиеся разного звена привыкают к мысли, что истинно прекрасное не может кануть в Лету, оно вечно и живет с нами сегодня. Начиная с пословиц о труде, о Родине, о добре и зле, продолжая сказками о животных, волшебными и бытовыми, заканчивая легендами о Кожанасыре, стыдящим хозяина за его гостеприимство только по внешнему виду, или об Алдаре-Косе, проучившему баев за жадность и глупость и Жиренше, заставившего смутиться даже хана за свою глупость, учащиеся убеждаются, что добро побеждает зло, богатство человека создается его трудом, сохраняется благодаря уму, милосердие и человеколюбие украшает человека.

Произведения Абая, М. Дулатова, А. Байтурсынова, Б. Момыш-улы и других убеждает учащихся в том, что древность не дряхлеет, а дает новые импульсы для художественного творчества, есть "вечные" сюжеты и "вечные" образы.

Программа 6-7 классов построена по проблемно-тематическому принципу соблюдения хронологии. Скрытой "пружиной" шестого и седьмого классов является идея "изображение в литературе взаимоотношений человека с окружающим миром". Здесь важно показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром; как писатель в силу своего художественного таланта умеет передать неотвратимость действий этих законов, необходимость следования им, если человек хочет быть человеком, с осознанием своей самоценности как личности и с чувством самоуважения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Программные требования к преподаванию темы «Белки. Нуклеиновые кислоты» в средней школ
№ урока Тема занятия Вводимые опорные понятия и представления. Формирование специальных навыков Актуализация опорных знаний, умений, навыко ...

Обобщение передового педагогического опыта
В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно от ...

Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психилог разрабатыв ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru