Воспитательные возможности уроков литературы увеличиваются пропорционально тому, насколько учитель способствует организации и развитию реального жизненного, духовно-нравственного опыта старшеклассников на основе чтения, обучения, деятельности, творчества во взаимодействии и координации усилий с учителями других учебных предметов, родителями, общественными, культурно-просветительскими организациями, учреждениями дополнительного образования.
В современном обществе отсутствие нравственных ориентиров и принципов в воспитании, насаждение средствами массовой информации чуждого и аморального образа жизни, отсутствие воспитания благочестия, целомудрия, праведности, любви, уважения к честному труду – вот далеко не полный перечень, свидетельствующий о духовно-нравственном состоянии детей и молодежи. Поэтому ведущее значение в содержании современного духовно-нравственного просвещения и образования детей и молодежи должны иметь общенациональные ценности народной культуры. Такие общенациональные гражданские идеалы и ценности, составляя основу семейного и общественного духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи, присутствуют в любом динамично развивающемся социуме, придают ему мобильность, обеспечивают расширенное воспроизводство демографического, культурного потенциалов.
Исходя из вышесказанного, хочется отметить, что в содержании учебников по казахской литературе для учащихся 10-11 классов наряду с произведениями поэтов эпохи Зар Заман, XIX века, Ш. Уалиханова, Ы. Алтынсарина, Абая Кунанбаева, Жамбыла Жабаева введены впервые произведения нашего замечательного поэта, ученого, лингвиста, публициста Машхура Жусупа Копеева.
Творчество Машхура Жусупа недостаточно изучено в литературоведении. То, что мы знаем сегодня о поэте благодаря внуку и правнукам Машхура Жусупа Копеева, которым удалось сберечь бесценное наследие великого предка.
Стоящий на одном ряду с Абаем, Шакаримом, Машхур был поэтом, мыслителем, ученым. Он обладал глубокими знаниями не только в области религии, но и астрономии, истории, медицине, прекрасно знал восточную литературу, собрал и оставил нам, потомкам, наряду со своими произведениями, многие редкие образцы казахской устной литературы и восточной литературы.
Что волновало Машхура, о чем он писал? Будучи глубоко религиозным человеком недюжинными способностями воздействия на окружающих, а его считали святым – к нему приезжали со всех мест лечиться, послушать, прикоснуться, Машхур писал стихи, в первую очередь религиозного толка. Он распространял ислам через свою поэзию, его слушали часами, у него учились пониманию мира, восприятию Вселенной через призму религии. Но его волновало и другое – социальная несправедливость, неграмотность, бездействие власть имущих. Популярны в народе были его стихи ("Разница днем и ночью") "К¿ндіз бен т¿нні айырмасы", где содержится критика общества: днем кто – беден, кто – богат, кто – насильник, люди равны только ночью, ибо все спят, равенство – только во сне, а не наяву. Показательна в этом плане для старшеклассников притча о слепом, глухом, и голом в книге "Хал-ахуал", которые видят, слышат и прикрывают одеждой только, то что, им выгодно, обнажая при этом свое нутро. Очень поучительны его "Чудо долгожительство", "Кому принадлежит Сарыарка?" и другие произведения.
В годы советской власти были попытки арестовать Машхура за религиозность произведений, разгромили в 1952 году его мавзолей, где тело поэта не подвергалось тлению в течение 21 года. Его произведения то издавались, то запрещались. Вновь печататься он стал только в последние полвека – труды Машхура вошли в Вузовские учебники в 1959. Его "Шайтанны саудасы”, ("Торг чертей") вошел в школьную программу 10 класса "Встречает пророк Гайса (Иисус) на ярмарке сатану и спрашивает: "Люди привезли сюда товары. А чем ты будешь торговать?" Сатана отвечает: "У меня товар – на пяти ишаках и десяти мулах. В цене сейчас – алчность, зависть, высокомерие, насилие ." - "Но кто же их купит?" – "Алчность купят богачи, зависть – муллы, высокомерие – властители ."
Машхура Жусупа волновали социальная несправедливость, неграмотность, бездействие власть имущих. Противоречивость творчества Машхура Жусупа выразилась в обличении ханжества мулл, с одной стороны, и проповедование идеологии ислама, с другой стороны, а так же в негативном отношении к социально политическим переменам, происшедшим после присоединения Казахстана к России. "Машхура смело можно назвать классиком, – говорит доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой казахской филологии ПГУ Куандык Жусiп, внук Машхура Жусіпа К´пейлы, – от рядовых поэтов классиков отличают образность, емкость, бесценное содержание их произведений, благодаря чему они становятся незабвенными". В двустишьях и четверостишьях Машхура целая философия. Глубоко философичны, назидательны следующие четыре строчки:
Особенности психического
развития детей с умственной отсталостью
Во вспомогательной школе обучаются и воспитываются умственно отсталые дети. Под умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Традиционно считалось, что умственная отсталость - результат органического ...
Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное
самоопределение школьников
За последние годы в нашей стране значительно расширилась профориентационная практика, обнаружившая слабую эффективность традиционных ее форм и методов. В этой ситуации необходим постоянный поиск новых способов работы, что предполагает в первую очередь изменение позиций самих профориентаторов, разви ...
Различные современные подходы к определению понятия «функция»
Понятие функции часто встречается в школьном курсе математики и хорошо знакомо учащимся. Тем не менее на приемных экзаменах в вузах поступающие допускают много ошибок при использовании этого понятия. Объясняется это различными причинами, но в первую очередь тем, что слово «функция» используется в м ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.