Педагогика и образование » Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках казахской литературы

Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках казахской литературы

Страница 4

Воспитательные возможности уроков литературы увеличиваются пропорционально тому, насколько учитель способствует организации и развитию реального жизненного, духовно-нравственного опыта старшеклассников на основе чтения, обучения, деятельности, творчества во взаимодействии и координации усилий с учителями других учебных предметов, родителями, общественными, культурно-просветительскими организациями, учреждениями дополнительного образования.

В современном обществе отсутствие нравственных ориентиров и принципов в воспитании, насаждение средствами массовой информации чуждого и аморального образа жизни, отсутствие воспитания благочестия, целомудрия, праведности, любви, уважения к честному труду – вот далеко не полный перечень, свидетельствующий о духовно-нравственном состоянии детей и молодежи. Поэтому ведущее значение в содержании современного духовно-нравственного просвещения и образования детей и молодежи должны иметь общенациональные ценности народной культуры. Такие общенациональные гражданские идеалы и ценности, составляя основу семейного и общественного духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи, присутствуют в любом динамично развивающемся социуме, придают ему мобильность, обеспечивают расширенное воспроизводство демографического, культурного потенциалов.

Исходя из вышесказанного, хочется отметить, что в содержании учебников по казахской литературе для учащихся 10-11 классов наряду с произведениями поэтов эпохи Зар Заман, XIX века, Ш. Уалиханова, Ы. Алтынсарина, Абая Кунанбаева, Жамбыла Жабаева введены впервые произведения нашего замечательного поэта, ученого, лингвиста, публициста Машхура Жусупа Копеева.

Творчество Машхура Жусупа недостаточно изучено в литературоведении. То, что мы знаем сегодня о поэте благодаря внуку и правнукам Машхура Жусупа Копеева, которым удалось сберечь бесценное наследие великого предка.

Стоящий на одном ряду с Абаем, Шакаримом, Машхур был поэтом, мыслителем, ученым. Он обладал глубокими знаниями не только в области религии, но и астрономии, истории, медицине, прекрасно знал восточную литературу, собрал и оставил нам, потомкам, наряду со своими произведениями, многие редкие образцы казахской устной литературы и восточной литературы.

Что волновало Машхура, о чем он писал? Будучи глубоко религиозным человеком недюжинными способностями воздействия на окружающих, а его считали святым – к нему приезжали со всех мест лечиться, послушать, прикоснуться, Машхур писал стихи, в первую очередь религиозного толка. Он распространял ислам через свою поэзию, его слушали часами, у него учились пониманию мира, восприятию Вселенной через призму религии. Но его волновало и другое – социальная несправедливость, неграмотность, бездействие власть имущих. Популярны в народе были его стихи ("Разница днем и ночью") "К¿ндіз бен т¿нні айырмасы", где содержится критика общества: днем кто – беден, кто – богат, кто – насильник, люди равны только ночью, ибо все спят, равенство – только во сне, а не наяву. Показательна в этом плане для старшеклассников притча о слепом, глухом, и голом в книге "Хал-ахуал", которые видят, слышат и прикрывают одеждой только, то что, им выгодно, обнажая при этом свое нутро. Очень поучительны его "Чудо долгожительство", "Кому принадлежит Сарыарка?" и другие произведения.

В годы советской власти были попытки арестовать Машхура за религиозность произведений, разгромили в 1952 году его мавзолей, где тело поэта не подвергалось тлению в течение 21 года. Его произведения то издавались, то запрещались. Вновь печататься он стал только в последние полвека – труды Машхура вошли в Вузовские учебники в 1959. Его "Шайтанны саудасы”, ("Торг чертей") вошел в школьную программу 10 класса "Встречает пророк Гайса (Иисус) на ярмарке сатану и спрашивает: "Люди привезли сюда товары. А чем ты будешь торговать?" Сатана отвечает: "У меня товар – на пяти ишаках и десяти мулах. В цене сейчас – алчность, зависть, высокомерие, насилие ." - "Но кто же их купит?" – "Алчность купят богачи, зависть – муллы, высокомерие – властители ."

Машхура Жусупа волновали социальная несправедливость, неграмотность, бездействие власть имущих. Противоречивость творчества Машхура Жусупа выразилась в обличении ханжества мулл, с одной стороны, и проповедование идеологии ислама, с другой стороны, а так же в негативном отношении к социально политическим переменам, происшедшим после присоединения Казахстана к России. "Машхура смело можно назвать классиком, – говорит доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой казахской филологии ПГУ Куандык Жусiп, внук Машхура Жусіпа К´пейлы, – от рядовых поэтов классиков отличают образность, емкость, бесценное содержание их произведений, благодаря чему они становятся незабвенными". В двустишьях и четверостишьях Машхура целая философия. Глубоко философичны, назидательны следующие четыре строчки:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией
В предыдущих главах нашего исследования мы рассмотрели онтогенез лексической системы при нормальном речевом развитии ребенка. Однако под влиянием различные неблагоприятных воздействий, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка могут приводить ...

Психолого-педагогическое обоснование к проектированию сборника игровых упражнений
Ю.В.Саенко определяет аутизм, как патологическое состояние, пограничное с шизофренией. Аутизм встречается при довольно многих психических расстройствах. Причины аутизма могут быть различными, но всегда наибольшее значение имеет наследственная предрасположенность. Ранний детский аутизм (РДА) может и ...

Наглядность, как компонент развития внимания на уроках английского языка
В своей практике учителя английского языка стремятся использовать наглядность как стимулирование процесса усвоения материала, как дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий опорный сигнал, способствующий развитию таких способностей ребенка, как воображение, зрительная и ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.02