Педагогика и образование » Развитие одаренности младших школьников в обучении » Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей в младшем школьном возрасте

Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей в младшем школьном возрасте

Страница 2

Одаренные дети так же как и их нормальные сверстники, часто не понимают, что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это свойственно и взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значительной мере – производное эгоизма, то эгоцентризм ребенка имеет иную природу и определяется его неспособностью встать на позиции другого человека, «децентрироваться», связанную с ограниченностью его опыта.

Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя, что подтверждают многие исследования. Наиболее полезным с точки зрения формирования здорового самовосприятия и чувства полноценности, как отмечает Н.С. Лейтес, «является общение с такими же одаренными детьми, причем с самого нежного возраста. Семьи, где принято помогать друг другу и где родители, братья и сестры вместе занимаются всеми делами, также укрепляют позитивное самовосприятие каждого ребенка. В этой связи грустно заметить, что родители одаренных детей стремятся иметь гораздо меньше детей, чем средняя семья».

Физические характеристики одаренности. Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый – это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках. Другой же, выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя другой образ предпочтительнее первого, оба они достаточно далеки от истины. Нет никакого смысла делать стереотипные обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей. Они достаточно привлекательны и широки своим разнообразием.

Главным, как пишет А.И. Савенков, «является то, что дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний».

Несколько иной характер, как указывает Н.С. Лейтес, «имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко».

Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность.

Вундеркинды – крайние случаи раннего развития и одновременно богатства начальных проявлений способностей. Об относительном значении примет общих способностей в детском возрасте и очень важной роли именно возрастных особенностей красноречиво свидетельствует бурный подъем общих способностей у таких детей в дошкольные и младшие школьные годы, нередко сменяющийся в дальнейшем разочаровывающим спадом.

По-видимому, даже и наиполноценнейшее развитие у ребенка достоинств только данного периода детства, не говоря уже об ограниченности значения такого развития для будущего, не может объяснить того удивительного богатства возможностей, которым блещут в определенном возрасте некоторые дети. При этом, как указывает Н.С. Лейтес, «но опережение возраста может стать условием особого расцвета способностей лишь в случаях, когда при этом сохраняются, развиваются и достоинства пройденного возрастного периода. Необычайные возможности некоторых детей – результат суммирования предпосылок способностей двух или нескольких возрастных периодов».

Весьма показательны в указанном отношении материалы о выдающихся младших школьниках. Резкое опережение сверстников обнаруживается у них не только в достоинствах логики и необычайном объеме знаний и умений, но и в таком подъеме деятельной энергии, самостоятельности и активности, которые обычно присущи уже подростковому периоду; вместе с тем у этих детей в высокой мере сохраняются детские черты их возраста.

Как пишет А.И. Савенков, «подлинные черты своего возраста, возраста младшего школьника, у учеников, которые по умственному развитию уже достигли или даже превосходят учеников средних классов, проявляются в самой впечатлительности их, в чрезвычайной готовности воспринимать и усваивать, в наивно-игровом отношении к познанию. Совмещение у выдающихся детей свойств своего возраста и последующего создают характерную двойственность и противоречивость их психологического облика».

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0232