Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Проблема формирования экологических знаний у младших школьников

Проблема формирования экологических знаний у младших школьников

Страница 3

осмысление воспринятого материала, образование обобщений, формирование научных понятий, усвоение законов;

закрепление и совершенствование приобретенных учащимися знаний;

применение знаний;

анализ результатов обучения, проверка усвоения учащимися знаний.

«Восприятие – процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств» . При организации восприятия как целенаправленной деятельности, т.е. наблюдения, большое значение имеет наглядное видение предмета или явления.

«Понимание сообщаемой информации осуществляется через установление первичных в значительной мере обобщенных связей и отношений между предметами, явлениями, процессами, выделение их состава, назначения, причин и источников функционирования».

Осмысление учебного материала сопровождается формированием у учащихся определенных отношений к нему, понимание его социального, в том числе практического значения и личной значимости.

Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала. Это могут быть упражнения в учебных целях, выполнение лабораторных и практических работ и исследовательских заданий, работа на пришкольном участке.

Формирование экологических знаний сложный процесс и для этого используются различные формы и методы. Как правило, в работе по экологическому образованию младших школьников используются такие формы и методы, как экскурсии, наблюдения объектов в природе и в классе, на уроках – беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, игры; а во внеклассной работе – утренники, праздники, КВНы, викторины.

«Экскурсии в природу – классическая форма изучения окружающей среды»[40, 58]. Ведущий метод получения знаний на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними, что имеет огромное значение для экологического образования. Через наблюдение объектов и явлений в природе или на уроке в классе у младших школьников формируются представления об этих явлениях и объектах, первичные знания о них. Учителю начальной школы необходимо направлять процесс наблюдения за объектами и явлениями, для того чтобы у младших школьников правильно формировались экологические сведения.

Сравнительно новым видом деятельности младших школьников по формированию экологических знаний в природе является работа по экологической тропе. «Учебная экологическая тропа – это маршрут в парке, лесопарке и т.д., который пролагается так, чтобы на нём были места и естественной природы и антропогенный ландшафт». Это позволяет сравнивать знания о естественной и приобретённой среде, учить детей оценивать характер деятельно человека в природе.

С недавнего времени в начальной школе стали использоваться полевые практикумы. Проведение полевых практикумов предполагает закрепление теоретических знаний об окружающей среде, оценку её состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению её состояния. Работа в период проведения полевых практикумов предполагает собой применение знаний и проверку усвоения учащимися знаний об окружающей среде.

Беседы экологического содержания актуализируют знания детей, расширяют и углубляют их, выявляют новые грани взаимодействия человека и природы. Во время бесед создаётся необходимая обстановка для получения экологических знаний, учащиеся воспринимают новый материал, осмысливают его, делают обобщения, закрепляют и совершенствуют приобретённые знания.

Решение экологических задач и экологических ситуаций, направленных на выявление экологических связей. Данная работа предполагает закрепление, совершенствование и применение экологических знаний учащимися.

Игровая деятельность широко применяется на уроках и во внеклассной работе. «Экологические игры рассматриваются как форма экологического образования, основанная на развёртывании игровой деятельности учащихся, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включённости». Игры, используемые для решения задач экологического образования, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры – соревнования, имитационные и другие. Во время экологической игры дети быстрее усваивают экологические знания, применяют эти знания в игровой деятельности.

В последние годы учителя стали применять метод проектов. Раскрывая педагогическую значительность этого метода, И.В.Цветаева подчёркивает, что «…метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогический процесс освоения ребёнком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребёнка» . Применение данного метода помогает учащимся в закреплении, совершенствовании и проверке приобретённых экологических знаний.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Понятие об активизации деятельности обучающихся
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфичес ...

Возрастные особенности подростков
Знание психологии учеников помогает учителю в его работе, так как учителя нередко задают вопрос: «Как относиться к ученикам, а в особенности к старшеклассникам? Считать ли их детьми, пусть, старшими, но все-таки детьми, или требовать с них, как с взрослых?» Вопрос этот не случайный. Его решение свя ...

Особенности пространственной ориентировки детей
Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так дошкольного называемой чувственной системы отсчета, т. е, по сторонам собственного тела. В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0352