Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Проблема формирования экологических знаний у младших школьников

Проблема формирования экологических знаний у младших школьников

Страница 3

осмысление воспринятого материала, образование обобщений, формирование научных понятий, усвоение законов;

закрепление и совершенствование приобретенных учащимися знаний;

применение знаний;

анализ результатов обучения, проверка усвоения учащимися знаний.

«Восприятие – процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств» . При организации восприятия как целенаправленной деятельности, т.е. наблюдения, большое значение имеет наглядное видение предмета или явления.

«Понимание сообщаемой информации осуществляется через установление первичных в значительной мере обобщенных связей и отношений между предметами, явлениями, процессами, выделение их состава, назначения, причин и источников функционирования».

Осмысление учебного материала сопровождается формированием у учащихся определенных отношений к нему, понимание его социального, в том числе практического значения и личной значимости.

Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала. Это могут быть упражнения в учебных целях, выполнение лабораторных и практических работ и исследовательских заданий, работа на пришкольном участке.

Формирование экологических знаний сложный процесс и для этого используются различные формы и методы. Как правило, в работе по экологическому образованию младших школьников используются такие формы и методы, как экскурсии, наблюдения объектов в природе и в классе, на уроках – беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, игры; а во внеклассной работе – утренники, праздники, КВНы, викторины.

«Экскурсии в природу – классическая форма изучения окружающей среды»[40, 58]. Ведущий метод получения знаний на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними, что имеет огромное значение для экологического образования. Через наблюдение объектов и явлений в природе или на уроке в классе у младших школьников формируются представления об этих явлениях и объектах, первичные знания о них. Учителю начальной школы необходимо направлять процесс наблюдения за объектами и явлениями, для того чтобы у младших школьников правильно формировались экологические сведения.

Сравнительно новым видом деятельности младших школьников по формированию экологических знаний в природе является работа по экологической тропе. «Учебная экологическая тропа – это маршрут в парке, лесопарке и т.д., который пролагается так, чтобы на нём были места и естественной природы и антропогенный ландшафт». Это позволяет сравнивать знания о естественной и приобретённой среде, учить детей оценивать характер деятельно человека в природе.

С недавнего времени в начальной школе стали использоваться полевые практикумы. Проведение полевых практикумов предполагает закрепление теоретических знаний об окружающей среде, оценку её состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению её состояния. Работа в период проведения полевых практикумов предполагает собой применение знаний и проверку усвоения учащимися знаний об окружающей среде.

Беседы экологического содержания актуализируют знания детей, расширяют и углубляют их, выявляют новые грани взаимодействия человека и природы. Во время бесед создаётся необходимая обстановка для получения экологических знаний, учащиеся воспринимают новый материал, осмысливают его, делают обобщения, закрепляют и совершенствуют приобретённые знания.

Решение экологических задач и экологических ситуаций, направленных на выявление экологических связей. Данная работа предполагает закрепление, совершенствование и применение экологических знаний учащимися.

Игровая деятельность широко применяется на уроках и во внеклассной работе. «Экологические игры рассматриваются как форма экологического образования, основанная на развёртывании игровой деятельности учащихся, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включённости». Игры, используемые для решения задач экологического образования, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры – соревнования, имитационные и другие. Во время экологической игры дети быстрее усваивают экологические знания, применяют эти знания в игровой деятельности.

В последние годы учителя стали применять метод проектов. Раскрывая педагогическую значительность этого метода, И.В.Цветаева подчёркивает, что «…метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогический процесс освоения ребёнком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребёнка» . Применение данного метода помогает учащимся в закреплении, совершенствовании и проверке приобретённых экологических знаний.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Закрепление знания о взаимно-обратных отношениях между числами
Детей 6—7 лет знакомят не только со связями, но и с отношениями между смежными числами (на сколько одно из смежных чисел больше или меньше другого). От упражнений в сравнении численностей множеств предметов, выраженных смежными числами, они переходят к сравнению чисел без опоры на наглядный материа ...

Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко
А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Теория А. С. Макаренко непосредственно вырастала из практики: на протяжении 16 лет он талантливо и п ...

Коммуникативная компетенция как новый тип содержания образования в школе
Коммуникативная компетенция, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако, особенно в последние годы, со стороны работодателей и преподавателей вузов у ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0205