Цели урока: Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении раздела: «Политическая жизнь общества»; формирование устойчивых навыков работы с документами, Интернет-ресурсами.
Воспитательная: Воспитание активной гражданской жизненной позиции.
Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию.
Ход урока.
Учитель во вступительном слове объясняет, что субъектами политики наряду с личностями выступают социальные группы: классы, территориальные, этнические, религиозные, профессиональные и другие группы общества, в результате взаимодействия которых осуществляется политический процесс. Партия (с лат. – часть, группа) – это наиболее активная часть класса, объединенная в политическую организацию, выражающая интересы своего класса. Приводится и другое определение: политическая партия – организованная группа людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство.
Партии выполняют следующие функции: социальную, идеологическую, политическую и управленческую. Социальная функция предполагает трансформацию социальных интересов в политические задачи. Идеологическая функция заключается в разработке партийной идеологии, воплощенной в ее программе.
Дано определение: политическая программа – совокупность положений, описывающих будущее устройство общества, выражающих критику стоящего у власти правительства, это средства и механизмы решения злободневных социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается народ.
Основная политическая функция партии – овладение государственной властью. Так как в современном государстве способом овладения властью являются выборы, то партии организуют избирательные компании. Если партия побеждает на выборах, формирует правительство, то она берет на себя ответственность за управление государством и таким образом выполняет управленческую функцию – это организация использования государственной власти по отношению к обществу и контроля за этим использованием.
Наиболее часто встречающийся критерий типологизации партий – идейные основания их деятельности, подразумевающие деление на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты), прагматические, или «патронажные» (З.Ньюмен) – ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, а также харизматические, в которых люди объединяются вокруг лидера. При этом в каждом из этих типов существует дальнейшая дифференциация партийных объединений. В частности, среди доктринальных партий принято выделять религиозные и идеологические. Весьма характерно для современной политической науки типологизировать партии в зависимости от социальных, этнических, демографических и культурологических оснований.
Важное значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. В данном случае принято выделять партии парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах территориально-производственного объединения своих членов и демократического централизма).
Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, партии – лидеры и партии – аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д.
Большое распространение в политологии получила классификация французского ученого М.Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства партии кадровые, массовые и строго централизованные.
Этапы становления социальной педагогики в современный период
Более чем пятнадцатилетний опыт развития социальной педагогики свидетельствует о том, что она имеет все объективные основания для своего дальнейшего развития: социально-политические основания (потребности различных групп населения и его социальный заказ); социально-психологические основания (ожидан ...
Краткая история становления психодиагностики как науки
Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. Одно из первых упоминаний о психодиагностики было найдено в литературе Древнего Египта. Жрецами в то время назначались люди, выдержавшие длительные проверочные процедуры. На первом этапе "диагностики" в ...
Педагогическая Работа с дошкольниками на примере
исследования живого уголка
С. Николаева в статье «Формирование начал экологической культуры» приводит разнообразные уроки для детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрим один из уроков. Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как они играли в «зоопарк»; выясняет, кто с родителями был в, настоящем зоопарке и кого там виде ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.