5. Конспект урока по теме: Президент РФ. Обществознание - 10 класс.
Цели: 1)познакомить учащихся со статусом Президента РФ; историей появления института Президентства в РФ; механизмом формирования должности; значением ее для политической жизни нашего государства;
2)продолжать развивать умения учащихся вычленять причинно- следственные связи, анализировать и делать выводы; формировать умения сравнивать однотипные явления по указанным критериям, соотносить силу приводимых аргументов, оценивать позиции сторон в дискуссии.
3)воспитывать гражданско-правовую позицию школьников, уважение к принципам демократии, основы электорального поведения.
Тип урока: Изучение нового материала.
Основные понятия и термины: Президент, импичмент. Оборудование: учебник, Конституция РФ.
План.
1.Из истории.
2. Кто такой Президент.
3. Функции и полномочия Президента РФ.
4.Возможное прекращение полномочий.
Ход урока.
Вводно-мотивационная беседа: когда в России будут проходить выборы Президента? Если бы вам предложили назвать кандидата на пост Президента РФ на предстоящих выборах, кто бы стал вашим избранником и почему?
1. Из истории.
В нашей стране институт президентской власти является новым. Впервые он был введен в СССР в период перестройки. Первым Президентом стал М.Горбачев, избранный на этот пост в 1991 году. Этот же год явился последним для президентства М.Горбачева, который оказался не только первым, но и единственным Президентом СССР. Исчезла огромная советская империя с карт мира, на второстепенные позиции политического Олимпа был отодвинут Горбачев. А пост Президента остался и довольно органично вплелся в политическое развитие современной России.
Беседа-обсуждение проблемных вопросов с учащимися.
Почему же так произошло? Откуда пришла идея введения данной должности? Почему таким удачным оказался эксперимент с введением поста Президента? Проведите исторические параллели, сделайте все возможные выводы.
2.Кто такой Президент.
А)Президент - выборный глава государства в государствах с республиканской формой правления.
Как известно, в современном мире существуют 2 типа республик: президентские и парламентские. Роль президента в них различна. В парламентской республике президент является всего лишь символом власти. В президентской республике он возглавляет исполнительную власть и является очень сильной фигурой, которая организует управление государством.
В РФ установлена смешанная форма правления, хотя на лицо – явный крен в сторону президентской республики, потому что президент обладает серьезными полномочиями, хотя и не возглавляет исполнительную власть, не входит ни в одну ветвь власти. Он является своеобразным координатором деятельности ветвей власти.
Б)Требования, предъявляемые к кандидату в Президенты.
Согласно Конституции любой гражданин, при соблюдении определенных требований, может выставлять свою кандидатуру на пост Президента. Каковы эти требования?
Обязательные: российское гражданство, не моложе 35 лет, ценз оседлости- 10 лет + необязательные, но очень важные личностные качества: интеллект, воля, организаторские способности и др.
3.Функции и полномочия Президента.
Организуется работа учащихся с Конституцией РФ; учащиеся делают необходимые записи в тетрадях.
- гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обладает правом законодательной инициативы; обладает правом вето на стадии подписания федеральных законов;
- вправе приостанавливать действия правовых актов, противоречащих Конституции;
- издает указы, защищающие граждан, отдельные группы населения, утверждает президентские программы.
Назовите современные национальные проекты, оцените их с точки зрения социальной защиты людей.
Автоматизированные учебные курсы как база новых
технологий подготовки инженеров
В соответствии с предлагаемой концепцией совершенствования системы подготовки инженеров информационные технологии рассматриваются как основа кардинального изменения организации, форм и содержания образовательного процесса. Первым требованием к создаваемым новым методическим рекомендациям является у ...
Методические основы изучения раздела «Человек» в
средней школе
Следует отметить, что биология, как учебный предмет, представляет определенное значение для учащихся при получении образования в целом, так как познаются закономерности проявления жизни, а значит и закономерности функционирования организма человека. На протяжении некоторого времени формируется и со ...
Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних как социальное явление
Приступая к рассмотрению темы дипломной работы, отметим, что проблема беспризорности одна из сложнейших социальных проблем и стоит на стыке исторического, социологического, педагогического и психологического знания, поэтому здесь необходимо опираться на материалы и целостные исследования в этой обл ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.