Педагогика и образование » Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы » Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы

Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы

Страница 2

Диаграмма 2 в значениях и в %

Наибольшие изменения в поведении детей экспериментальной группы произошли не столько в количественном, сколько в качественном отношении. Например, дети с высоким уровнем сформированности нравственных чувств (согласно критериям) – Дима В., Наташа В., Галя А., Света Ж. и другие, стали ещё более отзывчивы; чутки, любознательны, доброжелательны, в их взаимоотношениях с товарищами по группе, младшими детьми и взрослыми ясно выступает их желание и умение помогать, проявлять добрые чувства, заботиться, принимать большую часть труда на себя, т.е. как раз те качества, которые с очень большим трудом формируются даже у старших дошкольников.

Поэтому методы и приемы, которые мы использовали для формирования нравственных чувств у детей в процессе приобщения к художественной литературе и другим видам детской деятельности, можно считать педагогически эффективными.

Разделение детей старшего дошкольного возраста на три показанных уровня дает возможность постановки дифференцированных задач в разработке соответствующих методических приемов и рекомендаций.

В работе с детьми, имеющими сравнительно высокий уровень развития нравственных чувств, целесообразно использование таких методических приемов, которые способствуют дальнейшему развитию ещё и других качеств самостоятельности и инициативы в принятии решений, их реализации и самооценке полученных результатов. Среди этих приемов, такие приемы, как совет, предложение, постановка цели, поощрение и т.д

Детям, имеющим средний уровень развития, необходимо обеспечить возможность применения усвоенных в обычных условиях чувств и форм поведения в новых ситуациях. Хорошие результаты в работе с такими детьми дает использование приемов вариантности одних и тех же заданий. Поощрение усилий ребенка, его стремлений выполнить задания или работу хорошо, контроль за его деятельностью и другие эффективные в подобных случаях приемы воспитания.

В отношении детей с низким уровнем важно использовать такие методические приемы, которые способствовали бы формированию сознания необходимости хорошего поведения и выполнения заданий и других дел, имеющих значения для других людей.

Необходимо так же научить контролю за поведением, поступками, планированию действий, доведению всех заданий и дел до конца, показать им – сопоставление целей и результатов. Для этого целесообразно использование художественной литературы, создание игровых ситуаций после прочтения и применение узнанного в деятельности, а также использование приемов: объяснения, показы примеров, сообщение знаний о выполнения тех или иных упражнений, поощрения. Все эти приемы нравственного воспитания дают эффективные результаты, но в том случае, если их использование связано с интересами ребенка хотя бы к какому-то определенному виду деятельности или содержанию лишь некоторых литературных произведений.

Методы, применяемые нами в работе, оказались существенными для успешного формирования нравственных представлений и чувств у большинства детей, методы также способствовали качественным изменениям нравственного развития многих детей и повышению общего уровня морального развития остальных детей.

Таким образом, итоги проведенного исследования на контрольном этапе, где использовались те же диагностические методы, что и на констатирующем этапе, выявили существенные положительные изменения в уровнях формирования нравственных чувств дошкольников средствами художественной литературы. Большинство детей теперь имеют высокий уровень – 10 человек (58%). Уменьшилось число детей в среднем и низком уровнях сформированности нравственных чувств (4 человека – 24 % и 3 человека – 18%).

Выводы по второй главе

Проведенный количественный и качественный анализ позволил выявить уровни сформированности нравственных чувств у старших дошкольников, о чем можно было судить по содержанию ответов дошкольников на вопросы, по анализу наблюдений занятий и их самостоятельной деятельности. Эти мероприятия показали, что большинство детей имеют средний (41%) и низкий (35%) уровни нравственных чувств.

Поэтому, мы попытались выстроить работу по формированию нравственных чувств детей средствами художественной литературы следующим образом: знакомство с правилами поведения детей, воспитателей и родителей, а также разработка учебных и воспитательных задач, перспективного плана для организации формирующей работы (занятия); создание необходимых условий для организации деятельности с литературой вне занятий и другой детской деятельности; включение дошкольников в поэтапную деятельность; разработка содержания деятельности, а также подбор художественных произведений для детей; организация педагогической и просветительной работы с родителями.

В заключение организованного нами формирующего эксперимента, где использовались педагогические средства формирования нравственных чувств у детей средствами художественной литературы и другой деятельности, проводилось контрольное констатирование, включающее анализ, обобщение и оценку произошедших изменений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в ...

Комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций подростков
Определяя комплекс педагогических условий, мы основывались на том, что предмет исследования достаточно сложен, соответственно, предполагается многоаспектный характер цели предупреждения и преодоления асоциального поведения, достижение которой реализуется за счёт использования именно комплекса услов ...

Трансформация российского образования в свете идей Болонского процесса
Глобализация, размывание культурных, социальных, политических границ – одна из важнейших тенденций современной жизни. Экономическое пространство становится универсальным, хозяйственные связи обретают действительно всемирный характер. Формируется глобальная информационная сеть, коммуникативное прост ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0253