Педагогика и образование » Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы » Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы

Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы

Страница 3

Итоги проведенного исследования на контрольном этапе, где использовались те же диагностические методы, что и на констатирующем этапе, выявили существенные положительные изменения в уровнях формирования нравственных чувств у дошкольников средствами детской художественной литературы. Большинство детей теперь имеют высокий уровень - 58%.

Организация деятельности средствами детской художественной литературы открывает перед педагогами широкие возможности по воспитанию нравственных чувств у детей. При целенаправленном воздействии и руководстве со стороны взрослого у детей формируются добрые, гуманные чувства и отношения.

Детская художественная литература силой своей образности и особенной конкретности воздействует на эмоции детей, вызывая эти чувства. Кроме этого, при чтении художественной литературы ребенок становится эмоциональным соучастником: человеческих отношений, общественных событий и исторических фактов, выраженных в захватывающе увлекательных образах героев и происходящих событиях. Художественная литература вызывает иллюзию прямой сопричастности с описываемыми действиями. Поэтому мы подчеркиваем, что, именно, в этом заключена особая, практически уникальная, воспитательная сила художественных произведений. Эта сила находится в реальных лицах и их действиях, которые дети вполне могут переносить на себя и свои отношения с другими людьми, на свои поступки и дела.

Большое значение имеет методы, приемы и содержание подобной деятельности: подобранная литература должна соответствовать возрасту, быть доступной в понимании, привлекать интересными образами, захватывать динамичным сюжетом. Кроме этого, в содержание этой деятельности должны быть заложены новые ситуации и игровые моменты, а также другая детская деятельность (рисование, лепка для выражения впечатлений, поручения о помощи младшим детям и взрослым, уход за растениями и животными, самостоятельная игровая деятельность), в эти обстоятельства дети и привносят то, что узнали, пережили и прочувствовали с помощью художественной литературы. Эта деятельность и есть результат, который раскрывает измененный моральный облик ребенка. Процесс формирования нравственных чувств долог и он совершенствуется, когда дети проявляют нравственные чувства самостоятельно: будь то реальная помощь старшему или младшему, совершение доброго поступка по собственной воле в более старшем возрасте, проявление жалости, участья, выражение соболезнования – не смог пройти мимо чужой беды, и проявление в будущем героизма в тяжелой жизненной ситуации. Путь к этому проложила художественная литература с воспитательным содержанием и методы и приемы педагогического воздействия, которые оказались эффективными.

В деятельности организованной средствами художественной литературы дошкольники усваивают не только нравственные нормы поведения, но и имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении, видеть жизненную необходимость нравственных норм. Например, оказание помощи друг другу, желание добросовестно трудиться, развивать справедливые отношения во время игры, любить книги и бережно к ним относиться и т.д.

Основными задачами нашего исследования стали:

- изучение исходного уровня сформированности нравственных чувств у дошкольников в процессе различной детской деятельности;

- определение активных методов, способных целесообразно выстроить формирование нравственных чувств у старших дошкольников в процессе деятельности, организованной средствами художественной литературы;

- обогащение и корректировка уже имеющихся нравственных чувств, их углубление (в деятельности дошкольников с художественной литературой и в других видах детской деятельности).

Задачами формирования нравственных чувств дошкольников выступили:

- знакомство с общими правилами поведения детей, воспитателей и родителей;

- создание необходимых условий для организации деятельности средствами художественной литературы;

- определение содержания формирующей деятельности и апробация её с детьми;

- включение дошкольников в поэтапную деятельность с художественной литературой и другие виды детской деятельности в ДОУ;

- чтение специально подобранных художественных произведений вне занятий;

- организация педагогической просветительной работы с родителями.

Проведенная работа по формированию нравственных чувств в процессе деятельности, организованной средствами художественной литературы, старших дошкольников в экспериментальной группе и сравнение данных констатирующего и контрольного этапов исследования показали очень существенные, положительные изменения в уровнях сформированности нравственных чувств, а так же их достаточную реализацию в поведении, поступках и общении при различной деятельности дошкольников.

Подводя итоги всему сказанному, следует отметить, что в исследовании:

1. Проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам нравственности, нравственного воспитания и формирования нравственных чувств средствами детской художественной литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Учебные заведения университетского типа и Высшие школы
В соответствии с законом от 7 июля 1970 года вузы делятся на учебные заведения университетского типа и высшие школы. Имеется 7 собственно бельгийских университетов: Льежский государственный, Университет в Монсе – Эно, Государственный Гентский, Свободный Брюссельский (франкоязычный и отдельно фламан ...

Стадии дидактической игры
Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Воз ...

Сущность и природа нравственности
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.2041