Воспитатель говорит: «Молодцы! Надеюсь мы не собьемся с пути, будем внимательно рассматривать карту, ориентироваться по компасу. Сначала попробуем определить стороны света по приметам». (Дети выбирают характерный ствол дерева, покрытый мхом, с преобладанием веток на одной стороне. Затем сверяют правильность своих выводов с показаниями компаса).
«Чтобы найти первую остановку, давайте посмотрим, в какую сторону нам надо идти», - продолжает педагог.
Дети ориентируют карту по сторонам света, с помощью воспитателя определяют направление движения по компасу и идут к первой остановке – «Зимний лес». Не доходя 10-15 м до стоянки, воспитатель предлагает каждому определить на глаз, сколько шагов осталось, а затем сосчитать свои шаги – кто определил точно (разрешается подгонять количество шагов – увеличивать или уменьшать длину шага). Остановка должна быть на открытом пространстве, с которого удобно рассматривать многоярусность смешанного леса: верхний ярус – сосны (самые высокие деревья); ярус пониже – лиственные деревья, ели; следующий ярус – высокие кустарники (сирень, черемуха и подрастающие деревья); самый нижний ярус – травы. Зимой нижний ярус находится под снегом.
В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Дети вспоминают эти правила: не задевать ветки кустов – зимой они очень хрупкие и легко ломаются; не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; не оставлять после себя мусор, горящий костер. Проводится подвижная игра «К названному дереву беги».
Дидактическая игра «Узнай, с какого дерева ветка?» Воспитатель раздает каждому из детей по небольшой веточке, подготовленной заранее. Дети должны определить, с какого дерева ветки, объяснить, почему они так решили (Использованные веточки не выбрасываются).
Сверить по карте-схеме дальнейший путь. Следующая остановка – «Птичья столовая». До нее дети идут, подражая движениям животных и птиц. На поляне висит кормушка, видны следы птиц.
Воспитатель загадывает загадку про кормушку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Дети насыпают в кормушку принесенное лакомство для птиц, вешают кусочки сала, нанизывают на ветки ломтики хлеба.
Воспитатель загадывает загадки:
Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка)
Уличный мальчишка в сером армячишке.
По двору гуляет, крошки собирает. (воробей)
Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой ярко-красный галстук мой. (снегирь)
Дети отгадывают загадки. Проводится подвижная игра «Найди свой дом». Каждый играющий получает эмблему с изображением птицы. На полянке обозначаются птичьи дома «Север» и «Юг». По сигналу каждый бежит в свои дом (перелетные птицы – на юг, зимующие – на север). Затем дети меняются эмблемами, и игра повторяется. Каждый вспоминает приметы о птицах: вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу; ласточка прилетала – скоро гром загремит; увидев грача – весну встречай и т.д.
Дети прощаются с кормушкой и отправляются к следующей остановке. По дороге они время от времени сверяют свой путь с картой (особенно на развилке дорог, проходя помеченные на карте условные приметы).
Анализ взглядов ученых на развитие ловкости у детей дошкольного
возраста
С рождения ребенок наделен соответствующей совокупностью физических потенций, заложенных в него наследственными программами индивидуального развития. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их раз ...
Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников
Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности. Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля наход ...
Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических
знаний у младших школьников при изучении окружающего мира
На следующем этапе опытно-экспериментальной работы нами был проведен формирующий эксперимент, разработанный на основе выделенных в гипотезе педагогических условий, способствующих формированию экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста при изучении окружающего мира. На данном этапе ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.