Педагогика и образование » Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с поэзией С.А. Есенина » Особенности восприятия поэзии и понимания её детьми старшего дошкольного возраста

Особенности восприятия поэзии и понимания её детьми старшего дошкольного возраста

Страница 1

Художественный образ восприятия произведений литературы имеет субъективно-объективную природу. Он объективен в том смысле, что все необходимое для понимания уже сделано автором, вмонтировано в художественную ткань вещи. Существует «объективность» текста литературного произведения, музыкальной культуры, пластических форм, живописного создания. Объективность художественного образа не исключает, а предполагает активность воспринимающего, трактующего по-своему созданное художником.

Восприятие литературного произведения – это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом слушателя, оно имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства.

Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер.

Восприятие это активная деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес. Целью этой деятельности является создание адекватной картины окружающей человека действительности как данной ему непосредственно, так и преломленной в сознании авторов произведений искусства. Знание окружающего мира и овладение ценностями духовной культуры нужны каждому человеку не только сами по себе, но и для практического пользования, для взаимодействия со средой и, наконец, для удовлетворения своих потребностей.

Изучению проблемы художественного восприятия в детском возрасте посвящены многочисленные исследования в области педагогики и психологии. Отечественные психологи Л.С. Выготский, Л.М. Гурович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Т.А .Репина, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др. в своих научных работах убедительно доказали, что детям дошкольного возраста доступно восприятие произведений искусства и их элементарная эстетическая оценка.

С их точки зрения, дети способны воспринимать не только содержание произведений, но и средства выразительности. Причем, восприятие художественного образа носит эмоционально-насыщенный характер, ребенок, с присущей его возрасту непосредственностью, принимает участие в действиях героев, переживая их радости и печали.

Аналогичная позиция по данному вопросу прослеживается и в педагогических исследованиях Т.И. Алиевой, Н.А. Ветлугиной, О.О. Дроновой, В.А. Езикеевой, Н.М. Зубаревой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Компанцевой, Л.М. Леушиной, Е.А. Флериной. Н.Б. Халезовой, Р.М. Чумичевой и др.

Как всякий процесс, художественное восприятие проходит определенные этапы своего развития. Основы его закладываются в период дошкольного детства и напрямую связаны с возрастными особенностями развития психики ребенка. При этом нисколько не принижается роль обучения и воспитания, напротив, содержание и формы образовательного процесса дошкольного учреждения должны разрабатываться и строиться на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей и иметь целью способствовать развитию и становлению личности ребенка.

В своих исследованиях Р.М. Чумичева доказывает возможность формирования полноценного художественного восприятия у старших дошкольников. Основой для этого служит, по ее мнению, высокий уровень познавательных процессов у детей, эмоциональная отзывчивость и интерес.

М.Р. Львовым были подробно описаны психологические особенности восприятия художественного произведения детьми 6-7 лет. Так, противопоставляя квалифицированного и неквалифицированного читателя, он пишет, что раскодирование графических знаков не вызывает затруднений у квалифицированного читателя, все усилия он тратит на осознание образной системы произведения, на уяснение его идеи и своего собственного отношения к ней.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Дошкольник в системе межличностных отношений
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на ст ...

Методика использования наглядности
Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. Преподавание технологии тесно связано с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Куписевичу). Прямое из ...

Возрастные особенности детской речи. Этапы развития речи ребенка
Этап охватывает 1-й год жизни детей, он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка. Ситуативно-личностное общение. На протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.021