Согласно исследованиям Н.Р. Львова дети в возрасте 6-7 лет не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: ''страшно'', ''смешно''; читатель шести – семи лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения.
Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы.
Наряду с подходом выделенным и описанным М.Р. Львовым, существует классификация Н.Д. Молдавской, которая выделяет четыре уровня восприятия. Как уже было отмечено выше, уровень восприятия художественного произведения устанавливается на основе результатов читательской деятельности (ответов на вопросы и постановки вопросов к тексту произведения). Поэтому уровни восприятия, выделенные Н.Д. Молдавской, описываются с точки зрения способности или не способности ребенка выполнять указанные виды деятельности:
У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении.
Воображение развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы взрослого, дети не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
При постановке вопросов к тексту произведения дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один – два вопроса, как правило, к началу текста.
Констатирующий уровень.
Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом.
При специальных вопросах взрослого могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.
При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону.
Уровень ''героя''
Читатели, находящиеся на уровне ''героя'', отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей.
Этапы развития конфликта
Но для того чтобы спор между субъектами разгорелся, необходимо, в первую очередь, чтобы они имели различные позиции во взгляде на один и тот же вопрос, то есть их положение по отношению друг к другу и обсуждаемой проблеме было бы различным. Конфликтная ситуация – это позиционное различие в восприят ...
Интернет-технологии в образовании
Электронная почта (E-mail) Электронная почта - первая, наиболее распространенная и эффективная из служб Интернет. Электронная почта является одним из наиболее удобных, простых и быстрых способов передачи информации. E-mail универсальна - пользователи множества сетей во всем мире, построенных на сов ...
Динамика уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с
общим недоразвитием речи
После проведения формирующего этапа исследования по развитию диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций нами был проведен контрольный этап исследования по методикам Р.Е. Левиной [24] и М.И. Лисиной [27], использованным в констатирующем этап ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.