Солнечные часы — простейшая коммуникационно-обрабатывающая система. Они имеют оцифрованный циферблат — это запрограммированная память. Солнечный луч сталкивается с гребнем, который отбрасывает тень. Так пересечение входящей информации с хранимой создает новую информацию — часы показывают время.
В мозгу каждого человека образование новой информации происходит по своим индивидуальным законам. Человеческая память основывается на уникальном запасе опыта и индивидуальных умственных способностях. Информация, воспринимаемая индивидуумом, даже если это сообщение масс-медиа, каждый раз является неповторимой в силу изменчивости условий, в которых она воспринимается, и количества сопровождающих ее помех. Столкновение уникальной информации с уникальной памятью выражается в образовании уникального выхода информации. Люди — часть нескончаемого потока информации. Взаимодействуя с этим потоком, мы в результате внезапно изменяем его так, что вниз по течению, во времени, вещи меняются.
Рис. 8 Коммуникационная обработка информации возникает, когда передаваемая информация вступает в контакт с хранимо. Результат – новая информация – может храниться и/или передаваться.
Компьютеры могут обрабатывать уже имеющуюся и производить новую информацию. Наука стремительно продвигается к разгадке тайн Вселенной благодаря информации, выдаваемой суперкомпьютерами. Способность компьютера обрабатывать данные запрограммирована в нем человеком, он, так же как циферблат и солнечные часы, является результатом человеческой изобретательности. Но не запрограммированы ли в свою очередь люди? Что такое обучение и образование, если не программирование? Образование можно рассматривать как процесс программирования людей людьми. Но так ли будет это в будущем? Дети уже сегодня используют машины для приобретения навыков счета. Но разве тогда они уже не запрограммированы машинами?
Мы попытались описать обработку коммуникационной информации на примерах работы солнечных часов или компьютеров. Это все равно, что применить схему Шеннона к описанию оперного выступления г-жи Кири Теканава. Рассмотренное выше не объясняет адекватно сложности процесса мышления человека и способности, называемой разумностью.
Обычные системы образования основываются на характерных для человека способах передачи информации, человеческой памяти и процессах обработки информации — мыслительной деятельности в ходе обучения. Но многие, возможно, согласятся, что в будущем можно будет использовать в образовательных системах информационные технологии как вспомогательную память. И, пожалуй, не откажутся от использования несложных систем обработки информации для целей обучения, таких, например, как обучение с помощью компьютера (ОПК).
Создали ли мы уже или способны создать в ближайшем будущем искусственный разум — вот один из самых дискутируемых академических вопросов нашего времени. С одной стороны, существует группа людей, которая, как М. Мински, доказывает, что искусственные разумы будущего будут в лучшем случае держать нас в качестве домашних любимцев. С другой стороны, есть Дж. Серл, Р. Пенроуз и Дж. Эдельман, которые утверждают, что машины никогда не будут обладать разумом. Дискуссии не хватает ясного определения предмета спора, потому что разум — неуловимое свойство человеческого мозга, которое, как и сознание, мышление и память, не поддается определению и познается лишь на основе личного опыта. Даже если искусственный разум уже соперничает с человеческим или даже в чем-то превосходит его, он продолжает развиваться в направлении, кажущемся разумным людям.
Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и
пути их решения
Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования. Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития систем ...
Формы и методы социально-педагогической работы в КЦСОН «Радуга»
На 25.12.2005г. на учете в отделении социальной помощи семье и детям КЦСОН «Радуга» состоит 22 неблагополучные семьи, в них 36 детей. 436 семей относятся к семьям «группы риска», в них 682 ребенка. За последний год значительно увеличилось число неполных семей, что приводит к таким последствиям, что ...
Инновационные школы
К наиболее известным в мире "новым школам" ХХ века относятся "свободные школьные общины" – это школы интернаты, организация жизни, которая строилась п/х свободного развития ребенка и сотрудничества граждан небольшого общества. Учитель, преподавая все учебные дисциплины с первого ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.