Педагогика и образование » Формирование связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью » Логопедическая работа по формированию связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Логопедическая работа по формированию связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Страница 3

3) развитие связной речи.

Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения

В процессе логопедической работы над формированием структуры предложения необходимо учитывать этапы формирования умственных действий, выделенные П.Я. Гальпериным (формирование действия во внешнем, в речевом, во внутреннем планах).

При построении детьми предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, на начальном этапе работы над предложением необходимо материализовать структуру речевого высказывания. Графические схемы с помощью значков и стрелок помогают символизировать предметы и отношения между ними. В дальнейшем графическая схема интериоризируется, т.е. переносится из внешнего плана во внутренний, умственный план, заменяется внутренней схемой высказывания.

Первоначально детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам) на материале 1-2 предложений. Например, предлагается картинка, на которой нарисована идущая девочка. С помощью вопросов определяется субъект (кто?), предикат (что делает?). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Логопед уточняет, что слово, которое обозначает предмет и отвечает на вопрос кто или что?, будем обозначать кружком, а слово, которое обозначает действие и отвечает па вопрос что делает?, будем обозначать стрелочкой. Фишки соотносятся с предметом и действием, изображенными на картинке. Дети выкладывают схему предложения под картинкой, составляют предложение.

Затем те же фишки соотносятся с изображениями на других картинках (кошка спит, мальчик рисует, девочка умывается). К каждой картинке с опорой на фишки дети составляют предложение самостоятельно.

В дальнейшем предлагаются различные графические схемы предложений: из двух элементов ((Девочка умывается), из трех элементов (Мальчик гладит собаку; Девочка рвет цветы), из четырех элементов (Девочка гладит платье утюгом; Книга лежит на столе) и др.

Можно использовать следующую систему обозначений:

интеллектуальный коррекционный аномальный речь

Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы:

1) подбор предложений к данной графической схеме;

2) запись предложений под соответствующей схемой;

3) самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме;

4) составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме. Предложения Девочка бежит, Мальчик рисует можно свести к одному обобщенному: Кто-то что-то делает (выполняет какое-то действие).

На основе обобщенного представления о предложении в дальнейшем даются задания придумать аналогичные предложения. Например, предлагается составить предложение из двух слов, в котором кто-то выполняет какое-то действие.

После усвоения обобщенного значения нескольких структур предложения рекомендуется выбрать предложения, имеющие одинаковое (сходное) с данным значение. Например, среди предложений: Девочка читает книгу; Мальчик ловит бабочку; Девочка гладит платье утюгом; Дети катаются на горке; Мальчик рисует дом просят указать только те предложения, которые сходны по значению и структуре с предложением Девочка рвет цветы.

Используются и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений.

Рекомендуется следующая последовательность формирования глубинной структуры высказываний: 1) субъект — предикат (Кошка лежит), 2) субъект — предикат — объект (Девочка рвет цветы), 3) субъект — предикат — локатив (На столе стоит ваза), 4) субъект — предикат — объект — объект (Девочка гладит платье утюгом; Дедушка дает коньки внуку) и др.

В процессе логопедической работы по формированию структуры предложения большое значение имеет использование картинок. С целью развития представлений о глубинно-семантической структуре предложения необходимо работать над смысловым содержанием ситуации, изображенной на картинке. Детей учат выделять субъект действия (по вопросу кто это? что это?), объект действия и отношения между ними. Важно научить детей строить предикативное высказывание, т.е. прежде всего, определять отношения между изображенными на картинке предметами. В этом плане полезно задание составить предложение с помощью слов, обозначающих предметы. Такое задание способствует актуализации предикатов. Например, предлагается придумать предложения со словами: девочка, платье, утюг; корова, молоко; заяц, морковь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Письмо как вид деятельности: особенности, структура, операции процесса письма
Согласно общепринятому определению, письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов п ...

Наказание как негативное подкрепление
Наказание (негативное подкрепление) используется для снижения неприятной (отрицательной) активности. Но наказание должно иметь второй этап ...

Типы лекционных занятий
Лекция (от лат. lectio) - систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru