Педагогика и образование » Формирование связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью » Логопедическая работа по формированию связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Логопедическая работа по формированию связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Страница 7

В младших классах вспомогательной школы проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям.

В 1 классе можно рекомендовать такие, например, короткие стихотворные тексты.

Разговор с котом

— Почему ты черен, кот?

— Почему ты серым стал?

— Лазил ночью в дымоход.

— Меня пес в пыли валял.

— Почему сейчас ты бел?

— Так какого же ты цвета?

— Из горшка сметану ел.

— Я и сам не знаю это.

Курочка-рябушка

— Курочка-рябушка, куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушка, зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— А как цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи.

Разговор лягушек

— Кума, ты к нам? — А кого, кого, кума?

— К вам, к вам.

— Рака, карпа и сома.

К воде скачу,

— Как поймаешь дашь ли нам?

Ловить хочу.

— Как не дать, конечно, дам.

Во 2-м классе предлагаются более длинные стихотворные тексты

Волк и лиса

Серый волк в глухом лесу

Встретил рыжую лису.

— Ничего идут дела,

— Лизавета, здравствуй!

Голова еще цела.

— Где ты был?

— Еле ноги уволок.

—На рынке.

Как твои, лиса дела?

— Что купил?

— На базаре я была.

— Свининки.

— Что ты там видала?

— Сколько взяли?

— Уток я считала.

— Шерсти клок,

— Сколько было? Ободрали правый бок,

— Семь с восьмой. Хвост отгрызли в драке .

— Сколько стало?

— Кто отгрыз?

— Ни одной.

— Собаки.

— Где же эти утки?

— Жив ли, милый куманек? — У меня в желудке.

Проводятся также игры-драматизации прозаических произведений, чтение по ролям.

Где мои вещи?

Витя проснулся и поглядел на часы: пора в школу! Хочет Витя одеться. Не может он найти ни носков, ни ботинок, ни рубашки. Рассердился Витя.

— Где моя рубашка?

— Я под стулом. Ты вчера меня туда сунул, — отвечает рубашка.

— А где мои носки?

— Мы здесь! На книжной полке. Ты нас сюда вчера бросил! — закричали носки.

— А где мои ботинки?

— Я здесь. Под шкафом, — сказал правый ботинок. А левый ботинок молчал: он был за дверью.

Наконец Витя оделся. Посмотрел на часы и видит: он давно опоздал в школу.

В процессе чтения этого рассказа по ролям или его пере сказа в лицах можно использовать картинки (рубашка, нос ки, ботинки), которые помогают восстановить последовательность событий рассказа. Обязательным моментом в работе является беседа по содержанию текста.

Для чего руки нужны?

Петя с дедушкой большими друзьями были. Спросил как то раз дедушка внука:

— А для чего, Петенька, людям руки нужны?

— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.

— А еще для чего? — спросил дед.

— Чтобы ложку держать.

— А еще?

— Чтобы кошку гладить.

— А еще?

— Чтобы камешки в речку бросать.

Петя правильно отвечал. Но он еще не знал, что руки нужны не только для игры.

После прочтения рассказа детей спрашивают: знают ли они, для чего человеку руки нужны?

Машенька

Стоит Машенька на крылечке и громко плачет. Подходит к ней петух и спрашивает:

— Ты чего это, Машенька, плачешь? Давай лучше жуков искать.

— Не хочу жуков искать, хочу плакать. Подходит к Машеньке кошка.

— Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышек повить.

— Не хочу мышек ловить, хочу плакать. Подходит к Машеньке теленочек и говорит:

— Давай, Машенька, реветь со мной.

— Давай, — сказала Машенька. И заревела. Но тут подошла к ней корова Ревушка, посмотрела сердито и сказала:

— Ты что это, Маша, меня передразниваешь? Испугалась Маша и перестала плакать.

Воспроизведению этого диалога также могут помочь изображения петуха, кошки, теленка, коровы.

Логопедическая работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях: 1) раз-иитие смыслового программирования текста, 2) овладение i исковыми средствами оформления связного текста.

Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста.

Как указывалось выше, у умственно отсталых детей нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что подтверждает необходимость существенной работы над содержанием связного текста.

В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:

— развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Методы, приемы и средства воспитательного воздействия на личность
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются "инструментами прико ...

Предметная обученность выпускников начальной школы в предмете «Математика»
Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный и самоценный элемент содержания; средство повышения эффективности преподавания и учения; фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования; регулятор программы о ...

Проблемное обучение физике
Проблемное обучение – система следующих действий: организация проблемных ситуаций, формулировка проблем, оказание помощи ученикам в их решении, проверка этих решений и руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. Таким образом, сущность технологии проблемного обучения за ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0122