Педагогика и образование » Формирование связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью » Логопедическая работа по формированию связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Логопедическая работа по формированию связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Страница 6

С целью развития словоизменения глаголов рекомендуются следующие задания:

1. Образование настоящего времени глагола по данной форме прошедшего и наоборот.

2. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и экспрессивной речи (Мальчик рисует дом; Мальчик нарисовал дом

3. Дифференциация пар с возвратными глаголами (мыть — мыться, причесывать — причесываться, прятать — прятаться, качать — качаться, катать — кататься, вытирать — вытираться и т.д.).

4. Согласование существительного и глагола настоящего и прошедшего времени:

Мальчик спал, девочка ., дети . . Заяц бежал, лиса ., звери . .

Примерные задания по закреплению согласования прилагательного с существительным:

1. Игра в лото "Какого цвета?" Игру можно проводить в двух вариантах.

I вариант. Детям предлагаются карточки с изображениями предметов различного цвета. Логопед достает маленькие карточки с названиями предметов и читает их. Дети должны найти предмет и назвать его цвет, например: "У меня красный шар", "У меня синий шар" и т.д.

II вариант. Логопед называет цвет. Дети находят на карточках предметы этого цвета и называют их ("У меня синий шар"; "У меня синее ведро"; "У меня синее платье").

2. Игра в лото "Какой формы предмет?" Детям предлагаются карты, на которых слева вертикально изображены фигуры различной формы (круг, квадрат, овал). Дети должны взять по одной картинке с изображением предметов и назвать форму предмета {репа круглая, яйцо овальное, сумка квадратная и т.д.), затем положить картинку около сходной фигуры.

3. Ответы на вопросы о признаках предметов:

Какие по цвету? (Огурец и помидор.) Какие по вкусу? (Лимон и малина.) Какие по величине? (Дом и конура.) Какие по толщине? (Столб и карандаш.) Какие по высоте? (Дерево и куст.) Какие по длине? (Пальцы и ногти.) При формировании умений словообразования рекомендуются следующие задания:

1) образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного (дом — домик, солнце — солнышко, лиса — лисичка);

2) образовать уменьшительно-ласкательные формы прилагательного (рыжая — рыженькая, пушистый — пушистенький);

3) образовать прилагательное из существительного с помощью картинок из лото "Из чего сделано?" (дерево — деревянный, железо — железный, солома — соломенный);

4) образовать глаголы с различными приставками (налил — вылил, выходят— входят, перешел— подошел);

5) выбрать родственные слова среди слов, сходных по звучанию {лес, лесной, вылез, лесник, лестница и др.).

Развитие связной речи

Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи.

Развитию диалога, который является основной формой речевого общения, уделяется большое внимание уже с самого начала логопедической работы в 1 классе вспомогательной школы. Овладение диалогической речью осуществится параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.

Наряду с познавательными и воспитательными целями проведение диалога на логопедических занятиях ставит своей целью специальное развитие речи детей. В процессе работы по формированию диалогической речи умственно отсталый школьник должен научиться слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.

Приемами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация и пересказ).

Проведение беседы включает три этапа: 1) вступление, 2) развитие темы, 3) концовка.

Во вступлении логопед привлекает внимание детей к теме беседы, например: "Сегодня мы будем сравнивать произношение и звучание звуков с и з". В процессе проведения беседы логопед должен кратко и четко ставить вопросы, требовать точного по смыслу и правильного по форме полного ответа. К участию в беседе привлекаются все дети. В конце беседы подводится итог.

Необходимо научить умственно отсталых детей задавать вопросы. Сначала дети ставят вопросы по картинке после предварительной беседы, как бы повторяют по памяти вопросы логопеда. В дальнейшем детям предлагается задавать вопросы по картинке, а затем и без использования картинок, самостоятельно, т.е. без предварительной беседы.

Использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений) в младших классах вспомогательной школы способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность умственно отсталого ребенка в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Общее понятие микроклимата как более частное понятие социально-психологического климата
Определение социально психологического климата, данное А.В. Петровским достаточно широко и относится к общему понятию. Данный термин исполь ...

Особенности речи при семантической афазии
По определению В. И. Селиверстова, семантическая афазия – это сенсорная афазия, проявляющаяся нарушением понимания речи вследствие невозмож ...

Лабораторные работы как средство закрепления знаний, умений, навыков, развития мышления и формирования интеллекта учащихся
Слушаю – забываю, Смотрю – запоминаю, Делаю – понимаю. Конфуций. Тенденции развития современного общества предъявляют новые требования к уч ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru