Педагогика и образование » Формирование связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью » Логопедическая работа по формированию связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Логопедическая работа по формированию связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Страница 6

С целью развития словоизменения глаголов рекомендуются следующие задания:

1. Образование настоящего времени глагола по данной форме прошедшего и наоборот.

2. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и экспрессивной речи (Мальчик рисует дом; Мальчик нарисовал дом

3. Дифференциация пар с возвратными глаголами (мыть — мыться, причесывать — причесываться, прятать — прятаться, качать — качаться, катать — кататься, вытирать — вытираться и т.д.).

4. Согласование существительного и глагола настоящего и прошедшего времени:

Мальчик спал, девочка ., дети . . Заяц бежал, лиса ., звери . .

Примерные задания по закреплению согласования прилагательного с существительным:

1. Игра в лото "Какого цвета?" Игру можно проводить в двух вариантах.

I вариант. Детям предлагаются карточки с изображениями предметов различного цвета. Логопед достает маленькие карточки с названиями предметов и читает их. Дети должны найти предмет и назвать его цвет, например: "У меня красный шар", "У меня синий шар" и т.д.

II вариант. Логопед называет цвет. Дети находят на карточках предметы этого цвета и называют их ("У меня синий шар"; "У меня синее ведро"; "У меня синее платье").

2. Игра в лото "Какой формы предмет?" Детям предлагаются карты, на которых слева вертикально изображены фигуры различной формы (круг, квадрат, овал). Дети должны взять по одной картинке с изображением предметов и назвать форму предмета {репа круглая, яйцо овальное, сумка квадратная и т.д.), затем положить картинку около сходной фигуры.

3. Ответы на вопросы о признаках предметов:

Какие по цвету? (Огурец и помидор.) Какие по вкусу? (Лимон и малина.) Какие по величине? (Дом и конура.) Какие по толщине? (Столб и карандаш.) Какие по высоте? (Дерево и куст.) Какие по длине? (Пальцы и ногти.) При формировании умений словообразования рекомендуются следующие задания:

1) образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного (дом — домик, солнце — солнышко, лиса — лисичка);

2) образовать уменьшительно-ласкательные формы прилагательного (рыжая — рыженькая, пушистый — пушистенький);

3) образовать прилагательное из существительного с помощью картинок из лото "Из чего сделано?" (дерево — деревянный, железо — железный, солома — соломенный);

4) образовать глаголы с различными приставками (налил — вылил, выходят— входят, перешел— подошел);

5) выбрать родственные слова среди слов, сходных по звучанию {лес, лесной, вылез, лесник, лестница и др.).

Развитие связной речи

Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи.

Развитию диалога, который является основной формой речевого общения, уделяется большое внимание уже с самого начала логопедической работы в 1 классе вспомогательной школы. Овладение диалогической речью осуществится параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.

Наряду с познавательными и воспитательными целями проведение диалога на логопедических занятиях ставит своей целью специальное развитие речи детей. В процессе работы по формированию диалогической речи умственно отсталый школьник должен научиться слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.

Приемами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация и пересказ).

Проведение беседы включает три этапа: 1) вступление, 2) развитие темы, 3) концовка.

Во вступлении логопед привлекает внимание детей к теме беседы, например: "Сегодня мы будем сравнивать произношение и звучание звуков с и з". В процессе проведения беседы логопед должен кратко и четко ставить вопросы, требовать точного по смыслу и правильного по форме полного ответа. К участию в беседе привлекаются все дети. В конце беседы подводится итог.

Необходимо научить умственно отсталых детей задавать вопросы. Сначала дети ставят вопросы по картинке после предварительной беседы, как бы повторяют по памяти вопросы логопеда. В дальнейшем детям предлагается задавать вопросы по картинке, а затем и без использования картинок, самостоятельно, т.е. без предварительной беседы.

Использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений) в младших классах вспомогательной школы способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность умственно отсталого ребенка в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Способы активизации деятельности на уроках русского языка
Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность обучающихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятель ...

Психологические особенности компьютерного тестирования
Если по результатам тестирования регулярно вести учет выполненных заданий по каждому учащемуся, то будет создаваться достаточно ясная картина учебных достижений и пробелов, как по каждому отдельному ученику, так и по группе в целом. При этом можно легко отслеживать как индивидуальную структуру знан ...

Развитие ребенка в дошкольный период
Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни и воспитании детей, на котором закладывается база для дальнейшего полноценного развития ребенка. Это время интенсивного роста, развития головного мозга и всех основных функций организма. На этом этапе в ходе воспитания ребенка закладываются основные особе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0131