В комплексе оздоровления ослабленных детей особое место занимают физиотерапевтические методы профилактики: общее ультрафиолетовое облучение, ингаляция травами, прием кислородного коктейля. Они повышают общую и местную сопротивляемость организма, оказывают бактерицидное действие.
Существует множество различных методик, советов, приемов по индивидуально-дифференцированному развитию и на основе этого можно привести таблицу по рекомендациям, которые можно использовать при планировании содержания работы с детьми на физкультурных занятиях.
Таблица №3 Рекомендации при подборе упражнений для детей с разными заболеваниями
Проблемы со здоровьем |
Рекомендуется |
Нежелательно |
Нарушения осанки |
Контроль осанки у стенки, с приседаниями; ИП лежа на спине, животе, упор на коленях, четвереньках; упражнения в равновесии, на координацию; подвижные игры с тренировкой правильно осанки(«Паук и мухи») |
Упражнения на «скручивание», ограничивается скоростной бег, упражнения из ИП «сидя», прыжки; упражнения на повышение мобильности позвоночника и растяжку |
Плоскостопие |
Босохождение, координирующие упражнения, упражнения с массажерами, роликовыми досками, ходьба по неровной поверхности и пр.; плавание; специальные виды ходьбы – на пятках, наружном крае стопы. Носках и пр.; упражнения с захватыванием предметов пальцами ног; массаж стоп |
Длительный медленный бег, спрыгивание; ограничения в отдельных видах ходьбы и прыжков (по рекомендации врача), ходьба на внутренней стороне стоп |
Заболевания органов дыхания |
Упражнения на ориентировку полного дыхания с удлиненным вдохов, звуковая гимнастика; упражнения для верхнего плечевого пояса, ходьба, бег; подвижные игры большой и средней подвижности; упражнения с отягощением, сопротивлением |
Сложно – координированные упражнения; упражнения в быстром темпе; на задержку дыхания и натуживание; ограничения в использовании спортивных упражнений |
Заболевания сердечнососудистой системы |
Ходьба по ровной поверхности в медленном темпе, дозированный равномерный медленный бег, плавание, ОРУ на все группы мышц, особенно на плечевой пояс, спину и нижние конечности; круговые вращения в плечевом суставе, боксирование, попеременные выпады с покачиванием; упражнения в диафргмальном дыхании |
Упражнения с задержкой дыхания, резким изменением темпа и положения тела, длительным статическим напряжением; бег на длительные дистанции; ограничиваются прыжки; силовые упражнения; нежелательно участие в играх соревновательного характера |
Болезни органов пищеварения |
ОРУ без резких движений и без упражнений, вызывающих сотрясение организма; элементы спорта; специальные упражнения на больших гимнастических мячах; упражнения в диафрагмальном дыхании, для мышц брюшного пресса |
Поскоки, прыжки, упражнения с натуживанием; уменьшаются нагрузки на мышцы брюшного пресса; упражнения из ИП лежа на животе |
Заболевания почек и мочеточчника |
Упражнения для мышц брюшного пресса, таза, нижних конечностей, спины; ИП – лежа на спине, боку, стоя на четвереньках, массаж живота, затылочной части головы; психогимнастика; упражнения в расслаблении; дыхательные упражнения |
Плавание, ходьба на лыжах, ограничиваются подвижные игры на воздухе; ограничивается время пребывания в воде при занятиях плаванием; акробатические упражнения |
Заболевания нервной системы |
Упражнения на выносливость; ритмическая гимнастика (А. И. Бурениной); прикладные упражнения, игровая форма проведения занятий; различные виды психогимнастик; упражнения на релаксацию |
Двигательные парадоксы, сложно-координированные движения и упражнения (например, равновесие на скамейке); ограничивается время подвижных игр, требующих высокого эмоционального напряжения (игры соревнования) |
Самостоятельная работа как путь к самосовершенствованию
Как тяжело учителям в настоящее время! На головы детей обрушивается столько информации по всем предметам – в десятки и сотни раз больше, чем раньше, что возникает вопрос, что могут дать учителя, какие знания? Может лучше дать метод для получения знаний – и это будет во много раз ценнее, чем «куча» ...
Система работы по обучению культуре иноязычного общения
Можно выявить основные вопросы, непосредственно касающиеся методики обучения культуре иноязычного общения, которые целесообразно объединить в четыре группы. К первой группе относится вопрос о том, как должны соотноситься друг с другом в процессе обучения компоненты культуры общения: следует ли на к ...
Яснополянская школа Л.Н. Толстого как творческая лаборатория
педагога
Яснополянская школа Л.Н. Толстого. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л.Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.