Рассмотрим, как все вышесказанное реализуется в преподавании математики по учебно-методическому комплекту «Гармония» (автор Н.Б. Истомина). Первые 7 уроков в I классе проводятся по теме «Признаки предметов. Счет предметов (устная нумерация)». Система заданий, содержащихся в учебнике, в тетрадях с печатной основой, является прообразом сценария уроков. Их содержание дает возможность учесть дошкольный жизненный опыт учеников, сделать его фундаментом для формирования познавательного интереса у каждого первоклассника, а грамотная организация работы позволяет установить в классном коллективе доброжелательные отношения уважения и взаимопомощи.
Рассказывает Бибикова Надежда Ивановна. «На первом уроке математики мы говорим о праздничной линейке, посвященной Дню знаний.
- На линейке вы видели много учеников. Они отличаются друг от друга, но чем-то они похожи, то есть имеют общие признаки. Подумайте и скажите, в чем сходство и отличие учащихся?
Ответы учащихся разнообразны. Одни называют различия в возрасте или указывают на принадлежность учеников к разным классным коллективам, другие делят школьников на мальчиков и девочек.
- В окружающем нас мире много объектов. Внимательный наблюдатель найдет множество признаков сходства и отличия в них.
Я продолжаю беседу и с радостью отмечаю: многие мои ученики буквально загораются желанием проявить себя именно такими: внимательными и умеющими наблюдать. Мне же предстоит организовать учебную деятельность так, чтобы это им удалось».
Затем объектом наблюдения становится классная комната: детали ее оформления, элементы интерьера, а также цветы, принесенные учениками на 1 сентября. В букетах находятся одинаково окрашенные цветы, растения одного вида (астры, розы, гладиолусы); в классе отмечается одинаковая форма окон и различия в их оформлении, разное количество книг на полках шкафа, но одинаковый размер пособий на отдельных стеллажах. После того как в работу включились все первоклассники, обращаются к учебнику математики и после краткого общения знакомства с ним учитель читает первое задание: «Чем похожи предметы? Чем отличаются?» В подзаголовок темы в пособии вынесены слова: цвет, форма, размер.
Ученики, умеющие читать, употребляют эти термины в своих ответах, обогащая и свой понятийный аппарат, и умственный арсенал одноклассников. Оказывается, первый ряд рисунков - листья, и этим они все похожи. Они зеленого цвета, значит, этот признак одинаков. А вот размером листья отличаются, хотя имеются в ряду и объекты одинаковой формы. Так, используя жизненный опыт учеников, обеспечивается каждому первокласснику возможность поучаствовать в беседе, а, по сути, оказывается помощь включиться в учебный процесс без специальных инструкций и принуждения.
«Некоторые ученики уже до школы научились считать. Подбор рисунков в задании дает и им возможность показать свои знания: подсчитать количество точек на спинках божьих коровок, обнаружить различие в нем, сравнить соответствующие числа и назвать это признаком отличия насекомых. Не спешу хвалить «знатоков», дожидаюсь появления в глазах первоклассников искорок согласия, интереса к достижениям сверстников, желания быть не менее компетентным в будущих ответах. Начавшееся «взаимообучение» мы продолжим и на следующих уроках».
Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего
школьного возраста через развитие речи
Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи - это, прежде всего развитие мышления. Этому уделяется большое внимание в классах, обучающихся по системе Л.В. Занкова. ...
Соотношение содержания стандартов и примерных
программ
Примерные программы по истории для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распредел ...
Основные причины недостатков социально-личностного развития слепоглухих
детей
В результате ограниченности общения детей со взрослыми и между собой у слепоглухих возникает недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней. Негативное влияние на социальное развитие слепоглухих детей оказывает и пребыва ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.