Педагогика и образование » Активизация мыслительной деятельности дошкольников и младших школьников » Методика преподавания математики по учебно-методическому комплексу «Гармония» и её значение для развития мыслительной деятельности учащихся

Методика преподавания математики по учебно-методическому комплексу «Гармония» и её значение для развития мыслительной деятельности учащихся

Страница 1

Рассмотрим, как все вышесказанное реализуется в преподавании математики по учебно-методическому комплекту «Гармония» (автор Н.Б. Истомина). Первые 7 уроков в I классе проводятся по теме «Признаки предметов. Счет предметов (устная нумерация)». Система заданий, содержащихся в учебнике, в тетрадях с печатной основой, является прообразом сценария уроков. Их содержание дает возможность учесть дошкольный жизненный опыт учеников, сделать его фундаментом для формирования познавательного интереса у каждого первоклассника, а грамотная организация работы позволяет установить в классном коллективе доброжелательные отношения уважения и взаимопомощи.

Рассказывает Бибикова Надежда Ивановна. «На первом уроке математики мы говорим о праздничной линейке, посвященной Дню знаний.

- На линейке вы видели много учеников. Они отличаются друг от друга, но чем-то они похожи, то есть имеют общие признаки. Подумайте и скажите, в чем сходство и отличие учащихся?

Ответы учащихся разнообразны. Одни называют различия в возрасте или указывают на принадлежность учеников к разным классным коллективам, другие делят школьников на мальчиков и девочек.

- В окружающем нас мире много объектов. Внимательный наблюдатель найдет множество признаков сходства и отличия в них.

Я продолжаю беседу и с радостью отмечаю: многие мои ученики буквально загораются желанием проявить себя именно такими: внимательными и умеющими наблюдать. Мне же предстоит организовать учебную деятельность так, чтобы это им удалось».

Затем объектом наблюдения становится классная комната: детали ее оформления, элементы интерьера, а также цветы, принесенные учениками на 1 сентября. В букетах находятся одинаково окрашенные цветы, растения одного вида (астры, розы, гладиолусы); в классе отмечается одинаковая форма окон и различия в их оформлении, разное количество книг на полках шкафа, но одинаковый размер пособий на отдельных стеллажах. После того как в работу включились все первоклассники, обращаются к учебнику математики и после краткого общения знакомства с ним учитель читает первое задание: «Чем похожи предметы? Чем отличаются?» В подзаголовок темы в пособии вынесены слова: цвет, форма, размер.

Ученики, умеющие читать, употребляют эти термины в своих ответах, обогащая и свой понятийный аппарат, и умственный арсенал одноклассников. Оказывается, первый ряд рисунков - листья, и этим они все похожи. Они зеленого цвета, значит, этот признак одинаков. А вот размером листья отличаются, хотя имеются в ряду и объекты одинаковой формы. Так, используя жизненный опыт учеников, обеспечивается каждому первокласснику возможность поучаствовать в беседе, а, по сути, оказывается помощь включиться в учебный процесс без специальных инструкций и принуждения.

«Некоторые ученики уже до школы научились считать. Подбор рисунков в задании дает и им возможность показать свои знания: подсчитать количество точек на спинках божьих коровок, обнаружить различие в нем, сравнить соответствующие числа и назвать это признаком отличия насекомых. Не спешу хвалить «знатоков», дожидаюсь появления в глазах первоклассников искорок согласия, интереса к достижениям сверстников, желания быть не менее компетентным в будущих ответах. Начавшееся «взаимообучение» мы продолжим и на следующих уроках».

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Формирование представлений о форме
Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного года в группу вносят набор шаров, строительные материалы, геометрическую мозаику и др. Играя с детьми, педагог с самого начала употребляет правильные названия геометрических фигур, но не стремится к тому, чтобы дети и ...

Воспитание элементарных навыков учебной деятельности
С первых занятий у детей младшей группы формируют навыки учебной деятельности: приручают занимать свое место, сидеть смирно и вставать только по предложению воспитателя; ребенок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвеча ...

Роль содержания учебного материала и форм организации учебной деятельности в мотивации учения
Прежде всего, учебный материал должен отвечать познавательным потребностям детей. Учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, чтобы содержание конкретного урока удовлетворяло их потребностям. Для этого содержание материала должно быть вполне доступным, должно исходить из и ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0429