В разное время высказывались различные мнения о преподавании геометрии и ее месте в системе школьного образования. Недостатки в освоении геометрии могут приводить к серьезному ущербу всего миропонимания.
Геометрические образы сопровождают человека в течение всей его жизни, начиная с первых лет. Первичные геометрические сведения у человека появляются до того, как он способен их формально-логически осмыслить. Чем богаче и разностороннее мир ребенка, тем большее количество таких первоначальных знаний он получает до начала обучения в школе. По наблюдениям многих учителей и специалистов-психологов при неверном обучении ранняя способность оперировать геометрическими образами и синтезировать геометрические знания может в дальнейшем не только не развиваться, но даже резко ослабевать. Поэтому одной из главных задач преподавания геометрии является задача планомерного, систематического развития геометрического, образного мышления, восприятие геометрии не только как школьного предмета, но и как феномена человеческой культуры.
Геометрическое образование должно начинаться с первых шагов пребывания ученика в школе — на уроках труда, природоведения, рисования, а в средних классах — географии и черчения. В настоящее время, в связи с постоянно растущей урбанизацией жизни и значительной формализацией процесса труда, едва ли не единственным источником приобретения опыта в геометрических образах является школа. В связи с этим появляется необходимость в разработке концепции, которая могла бы ликвидировать дефицит геометрического опыта и методически правильно подготовить учащегося к усвоению стандартного курса геометрии.
Геометрическая деятельность является первичной интеллектуальной деятельностью человечества в целом и каждого человека в отдельности. Геометрия - это «не только раздел математики, школьный предмет, это, прежде всего, феномен общечеловеческой культуры, являющийся носителем собственного метода познания мира».
В настоящее время изучение систематического курса геометрии начинается с 7 класса средней школы. Однако со многими геометрическими фигурами посредством практической деятельности дети знакомятся намного раньше. Это происходит уже на занятиях в детском саду и на уроках рисования, труда, математики в начальной школе.
К сожалению, в современной школе начальная часть геометрического образования развита недостаточно. Вследствие этого, школьники, при переходе в 7 класс, встречаются с трудностями, возникающими при изучении систематического курса геометрии: во-первых, происходит знакомство с новой терминологией, во-вторых, учащимся приходится работать с совершенно новыми объектами, восприятие которых требует развитого абстрактного мышления, в-третьих, от учащихся требуется не только свободное владение математическим языком, но и умение самостоятельно доказывать какие-либо утверждения.
В большинстве школ элементы геометрии в 5-6 классах изучаются в рамках одного предмета: математики. В связи с этим возникает вопрос о совершенствовании методики изучения элементов геометрии в курсе математики 5-6 классов.
Цель дипломной работы: Показать возможность непрерывного изучения геометрии на уроках математики, а также на кружках, составить задачный материал для данной работы.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- проанализировать действующие учебники 5-6 классов, методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме дипломной работы;
- разработать систему упражнений для проведения уроков математики и кружковой работы.
При подготовке дипломной работы использовались следующие методические исследования:
- анализ литературы по теме дипломной работы;
- изучение способности детей 5-6 классов воспринимать наглядный геометрический материал;
- апробация разработанного задачного материала.
Данная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются периоды развития геометрии как учебного предмета и ее роль в формировании развития школьников; вопросы общей и возрастной психологии и педагогики: выявляются особенности развития психических процессов при изучении элементов геометрии у детей данного возраста (приводится психолого-педагогическая характеристика). Далее анализируются различные учебники математики с точки зрения содержания в них геометрического материала (Виленкин Н.Я. и др. Математика 5. Виленкин Н.Я. и др. Математика 6. «Математика 5» под ред. Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина. «Математика 6» под ред. Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина. Мордкович А.Г., Зубарева И.И. «Математика 5», «Математика 6»).
Во второй главе приводится методическая разработка пропедевтического курса геометрии и развития интереса к предмету геометрии. В этот раздел вошли системы упражнений на развитие графической культуры, наглядно-образного мышления и пространственных представлений. Составлен материал для кружковой работы. В этот пункт вошли такие разделы, как: задачи, решаемые методами оригами, задачи на геоплане, геометрия на клетчатой бумаге и задачи на разрезание треугольника. Также приведен материал для проведения уроков: цепочка заданий по теме «Точки и прямые на плоскости» и несколько упражнений по теме «Углы»,
После второй главы приводиться заключение, библиография.
Экономические задачи в обучение информатике
В процессе обучения учащиеся старших классов экономического профиля вынуждены будут сталкиваться с рядом экономических задач, решение которых может осуществляться как вручную, так и при помощи информационных технологий. Применение информационных технологий в финансовых расчетах позволяет значительн ...
Технология работы логистической системы
Существует несколько главных принципов построения и работы логистических систем. 1. Системный подход. Транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, обработка заказов и т. д. как логистические функции рассматриваются в качестве находящихся во взаимосвязи и взаимодействии элем ...
Украина в Болонском процессе
Мониторингом, финансово поддерживаемым Европейской комиссией, не охвачены Беларусь, Молдова и Украина. Россия включилась в Болонский процесс совсем недавно. Для интенсивной образовательной интеграции следует кардинальным образом реформировать высшую школу нашей страны, причем следует учитывать, что ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.