Педагогика и образование » Воспитание самостоятельности музыканта в классе специального фортепиано

Воспитание самостоятельности музыканта в классе специального фортепиано

Воспитание творческой самостоятельности молодого музыканта всегда было актуально, находилось в центре внимания русской музыкальной педагогики (и, в частности, педагогической методики Чайковского и Танеева). Чрезвычайно интересным является высказывание Антона Рубинштейна относительно выпускного экзамена студента-пианиста. По его мнению, оканчивающий консерваторию должен получать выпускную программу не ранее, чем за два месяца до выпускного экзамена. «Эту программу ученик должен разучить сам, без помощи своего учителя. Ученик, выдержавший хорошо такой экзамен, может быть совершении спокоен, его учитель и заведение, в котором он обучался — также. Этим экзаменом зрелость ученика удостоверена, педагогическая способность учителя наилучшим образом проявлена, и польза школы не может подлежать сомнению: все они выполнили свою задачу».

Известно также, что Сафонов заставлял учеников многое в работе осмысливать самостоятельно, многого добиваться собственными силами. «Убедившись, что тот или иной студент созрел для самостоятельной деятельности, Сафонов считал излишним задерживать его в консерватории и заканчивал курс обучения... "Жизнь и практика доучат!" — решительно говорил он». Педагогическая деятельность музыкантов — создателей современной русской фортепианной исполнительской и педагогической школы также имеет своей целью воспитание самостоятельных, подготовленных к практической деятельности музыкантов-профессионалов.

Л. В. Николаев в статье «Несколько слов об исполнительстве» писал: «В области музыкального исполнительства учитель должен дать ученику основные, общие положения, опираясь на которые последний сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь в помощи».

К. Н. Игумнов стремился в своей работе к той же цели. В статье «Исполнительские и педагогические принципы К. Н. Игумнова» Я. И. Мильштейн пишет: «Его выдающийся педагогический дар раскрывается в многообразии его приемов работы, в той настойчивости и непреклонном упорстве, с которыми он всегда добивался в классе осуществления своих намерений. Но в этом многообразии было и единство: все было направлено к одной цели — научить ученика самостоятельно мыслить и работать».

Интересно характеризует роль педагога Г. Г. Нейгауз. «Считаю, что одна из главных задач педагога — сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему ту самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство. Стремясь сознательно к этому, я в то же время не хочу свести себя к нулю как человека, как личность; хочу только перестать быть милиционером, гувернером, тренером и хочу остаться одним из многих жизненных двигателей ученика, одним из впечатлений этого бытия наряду с другими, пусть более сильными или более слабыми».

Еще по теме:

Функции наглядных пособий
Наглядные пособия выполняют следующие функции: ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе; ознаком ...

Этапы педагогической деятельности Л.Н. Толстого
Деятельность на ниве народного просвещения составила заметный отрезок жизни великого русского писателя и философа. Эта деятельность сложила ...

Методы и принцИпы обучения в системе физического воспитания
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru