Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии

Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии

В условиях современного общества эстетическое воспитание, как одно из средств формирования всесторонне развитой гармоничной личности, занимает все более значительное место в парадигме отечественного образования и воспитания молодежи. Проблема эстетического воспитания является одной из важнейших социально-педагогических проблем, связанных с формированием общей культуры общества XXI века. Эстетическое воспитание значимо тем, что обеспечивает личностно-ценностную ориентацию личности в системе, материального и духовного наследия народа, развитие ее эстетического отношения к окружающему природному и предметному миру.

Педагогической наукой доказано, что важнейшее формирующее воздействие на ребенка оказывает приобщение его к самостоятельной эстетической деятельности. В образовательной области «Технология» данная деятельность основывается на монистической связи художественных и трудовых аспектов. Следовательно, эстетическая деятельность является важнейшим средством эстетического воспитания. В ней, на основе взаимодействия категорий эстетики и технологии осуществляется ценностно-ориентированная, предметно-преобразующая деятельность, в процессе которой, с одной стороны, создаются полезные и красивые вещи, обладающие художественным качеством, а с другой стороны – формируется эстетический вкус, взгляды и убежденность.

Педагогическая наука уделяет должное внимание эстетическому воспитанию и образованию в трудах Л.П. Заречной, А.П. Валицкой, И.И. Зарецкой, В.С. Бельченко, Ю.С. Барановского, Г.В. Рубинной, Г.А. Шильниковой и других.

К сожалению, в настоящее время в практике школы недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию учащихся в трудовой подготовке. Школьники практически не готовятся к решению комплексных эстетико-технологических задач.

Недостатки эстетического воспитания наносят ущерб формированию нравственно-эстетической установки личности как ценности. Это отрицательно сказывается на подготовке учащихся к жизни и самореализации в системе создания материальных и духовных ценностей, на развитии отечественного материального производства цивилизованного бизнеса, современного сервиса.

Низкая культура эстетического воспитания будущих производителей материальных ценностей и услуг обуславливает их социальную неготовность к созданию изделий, обладающих высокой художественной ценностью и способных конкурировать с лучшими зарубежными образцами. Это и побудило нас к выбору темы квалификационной работы: «Эстетической воспитание учащихся 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии».

Цель работы. Обоснование, разработка и экспериментальная проверка процесса эстетического воспитания учащихся 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии.

Объект исследования. Процесс и результат обучения учащихся 5-9 классов в образовательной области «Технология».

Предмет исследования – содержание, формы и методы эстетического воспитания учащихся 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии.

Гипотеза – процесс эстетического воспитания учащихся 5-9 классов в образовательной области «Технология» будет более эффективным, если:

- будут раскрыты и обоснованы социально-педагогические проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения в образовательной области «Технология»;

- будет обоснована и реализована методика эстетического воспитания учащихся 5-9 классов в образовательной области «Технология».

Задачи исследования:

Роль эстетического воспитания в решении социально-педагогических проблем формирования гармоничного развития личности.

Выявить потенциальные возможности эстетического воспитания в содержании учебных программ в образовательной области «Технология».

Выявить и сформировать педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-9 классов в образовательной области «Технология».

Отобрать и разработать содержание, формы и методы организации процесса эстетического воспитания учащихся 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии.

Разработать дидактическое обеспечение подготовки учащихся 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии.

Раскрыть методику и результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии.

Методологической и теоретической основой исследования являются: диалектико-материалистический, историко-аналитический, теоретический и системно-деятельный подход к формированию и развитию гармоничной личности, философские учения о связи теории и практики, роли трудового обучения, производственного труда в ее становлении как социального субъекта.

Методы исследования. Исследование выполнялось разнообразными, принятыми в педагогической науке методами. В их числе: изучение научных работ, анализ опыта подготовки учителей трудового обучения в сельских школах, метод беседы, метод математической статистики, изучение документации.

Экспериментальной базой является средняя общеобразовательная школа № 18 г. Славянска-на-Кубани.

В экспериментальной работе участвовали: доктор педагогических наук, профессор Заречная Лариса Петровна, доктор педагогических наук, профессор Щеколдин Аркадий Гаврилович, старший преподаватель-методист Асаакян Оксана Викторовна, старший преподаватель-методист Лукьяненко Александр Викторович, директор СОШ № 43 Саломатин Юрий Федорович, завуч Гайдарь Людмила Романовна, учитель трудового обучения Куклева Елена Петровна, студентка 5 курса факультета технологии и предпринимательства Капуста Елена Алексеевна, 6 «Б» класс (16 человек).

Практическая значимость квалификационной работы состоит в разработке и внедрении в практику средней общеобразовательной школы № 43 авторской программы обучения учащихся в образовательной области «Технология», утвержденной директором этой школы Саломатиным Юрием Федоровичем.

Положения, выносимые на защиту.

1. Эффективность эстетического воспитания подрастающего поколения в образовательной области «Технология», обеспечивается раскрытием и обоснованием социально-педагогических аспектов проблемы обучения технологии кулинарии.

2. Целенаправленно-спроектируемый процесс эстетического воспитания учащихся на занятиях технологии кулинарии успешно реализуется на основе конкретных педагогических условий и средств, обоснованном отборе содержания и адекватных ему форм и методов, это подтверждается результатами экспериментальной работы в СОШ № 18 г. Славянска-на-Кубани.

Еще по теме:

Содержание блоков программы работы кружка «В мире чудес»
Занятия подготовительного блока Занятие 1. «Зимняя сказка» Цель: определить уровень сформированности изобразительных умений, интересов и предпочтений ребенка, воображения. Ход занятия: педагог просит детей вспомнить, какое сейчас время года и чем оно характерно. Предлагает нарисовать зимнюю картинк ...

Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская
Социальная: Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — один из наиболее заметных представителей социальной педагогики. Фундаментом его педагогических взглядов служит выдвинутая им концепция "стадий цивилизации" и "коллективных представлений". По этой концепции, человечество прошло ряд историч ...

Рейтинговая система контроля
В последние годы все большее распространение получает рейтинговая система контроля успешности обучения студентов, позволяет снять недостатки традиционной системы контроля или, по крайней мере, нейтрализовать некоторые из них. Она предназначена для организации учебно-воспитательного процесса на базе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0182