Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии » Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности в современном социуме

Страница 1

Современные социально - экономические преобразования в стране потребовали кардинального переосмысления подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни. Кризисные явления в экономике, по существу отбросившие развитие отечественного материального производства и услуг на несколько десятилетий назад, отрицательно сказались на ценностных установках подрастающего поколения, отношении к общественно необходимому труду, людям труда, личному участию в создании материальных ценностей. Это способствовало увлечению молодежи сомнительным бизнесом, участию в рынке сбыта зарубежных товаров низкого потребительского качества с псевдоэстетическими свойствами. В таких условиях эстетическое воспитание подрастающего поколения в системе общего и профессионального образования является актуальнейшей проблемой их становления. Эту важную задачу призвана решить образовательная область "Технология" как компонент образовательной системы Российской Федерации. Интегративная общеобразовательная область "Технология" охватывает различные области научного знания (естественные, математические). В числе их существенное место занимает эстетика, как средство личностно-ценностного становления будущего производителя материальных ценностей.

Общественно-историческая практика органично связала в единое целое технологические и эстетические аспекты преобразовательной деятельности человека. На языке многих народов мира её различные виды называются искусством (искусство ткачества, кулинарии, гончарное и другие). Искусство и ремесло, обозначаемые у древних греков одним и тем же словом "techno" и опирающееся в своей эволюции на множество естественнонаучных законов, процессов и явлений, стали предметом пристального изучения человечеством.

Технологическая деятельность человека во всех её формах помимо утилитарного, практического назначения включает элементы эстетики и наполнена эстетическим содержанием. Это объясняется тем, что она, как и всякая целесообразная деятельность, невозможна без образного мышления, без интеллектуального построения идеального образа будущего продукта: он определяет способ мышления и действия создателя. В сфере материального производства и услуг, в технологической деятельности достаточно отчетливо проявляется степень эстетического отношения к труду, понимание общечеловеческих аспектов ценности его продуктов, уровень эстетического вкуса. Кроме того, результат указанной деятельности в совокупности отражает духовно - экономическую и материально рациональную сторону производителя материальных ценностей и услуг. Чем выше технологическая культура и технологическая образованность человека, тем активнее совершенствуется его чувственная (эстетическая) система. В этом важную роль играет художественный фактор.

В основе технологической деятельности, в том числе, её вершины - технологического мастерства, лежит труд. Он, как известно, сыграл решающую роль в происхождении и развитии не только физических, но и духовных качеств человека. С трудом генетически связаны различные виды человеческой деятельности, в частности "вторая природа". Поэтому природа труда является опорой для любого вида деятельности, в том числе технологической, эстетической, художественной. Механизм технологической и эстетической сторон трудового процесса со всей отчетливостью раскрывается как результат деятельности, имеет определенное внешнее выражение - форму. Её создание - согласование отношений и связей, устранение противоречий между элементами формообразования и восприятия органично связано с технологией как процессом материализации художественного замысла в конкретном изделии. Нарушение технологического процесса неизменно приводит к искажению его формы и внешнего вида художественного качества изделия, определяемого гармоничностью перечисленных выше согласований (соотношение пропорций, ритмического строя, фактуры, цвета, декора и т. д.), а также - подчиненностью всего согласования основной идее решения продукта (предмета, вещи, изделия и т.д.).

Таким образом, являясь одним из важнейших показателей качества, эстетический уровень находится в органической связи с общим уровнем качества изделия как совокупным результатом научно обоснованного использования законов конструктивного технологического формообразования, оптимальных технологических процессов и орудий труда, экономических оценок во взаимодействии и взаимообоснованности перечисленных факторов.

Трудовая деятельность по законам красоты, определяющей меру и уровень эстетического отношения человека к конструкторскому, технологическому процессу, производимому изделию как результату своего труда, имеет цело-стноориентированный характер. Она позволяет производителю материальных ценностей достичь эстетического и функционального качества изделия, а в масштабах общества - охватить коренные проблемы эстетического освоения окружающего мира и технологической этики в его преобразовании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка
Формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым является важнейшим источником его психического развития. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения зрения и слуха, должно способствовать осознанию ребенком себя среди детей и взрослых, формировать интерес и обогащать представления ...

Диагностика развития умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Констатирующие эксперименты проводились с тремя группами детей 5-го года жизни в тех же дошкольных учреждениях. Общие педагогические условия во всех группах были аналогичными. Целью констатирующего эксперимента было диагностика развития умений диалогической речи у детей и представлений детей о разн ...

Дидактические принципы Я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика»
Принцип наглядности Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию еще и явлений. Им было провозглашено «золотое правило»дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприя ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0084