Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения в настоящее время является крайне актуальной.
Наш эксперимента проходил в три этапа: подбор методик исследования, проведение исследования, анализ и интерпретация полученных данных.
Исследование проводилось в гимназии № 4 г. Красноярска. В исследовании принимали участие учащиеся 4-х классов. Всего в исследовании участвовало 40 человек. Констатирующий эксперимент проходил в сентябре 2007 года. Формирующий в марте 2008 года.
Для реализации цели нашего исследования – выявить уровень сформированности нравственных представлений и поступков у младших школьников, мы использовали следующие методики:
1) методику М.И. Шиловой,
2) метод «Незаконченный рассказ»
Методика М.И. Шиловой
Таблица 1.
Критерии воспитанности (по М.И. Шиловой.)
Критерий оценки |
Проявление воспитанности |
Эрудиция |
Прочность и глубина знаний. Использование дополнительных источников знаний. |
Культура речи. |
Доказательность и аргументированность суждений. |
Сообразительность. |
Старательность. Добросовестность. |
Прилежание |
Регулярность и систематичность учебной работы. Самостоятельность. |
Внимательность. Взаимопомощь. |
Организованность и собранность. Стремление совершенствовать результаты. |
Трудолюбие |
Бережливость. Привычки к самообслуживанию. Эстетика и культура труда. |
Отношение к природе |
Помощь природе. Сохранность природы в повседневной жизнедеятельности |
Следование правилам безопасности |
Бережное отношение к земле, животным, растениям. |
Нравственные качества и сознательная дисциплинированность |
Выполнение правил поведения учащихся. Соблюдение правил внутреннего распорядка школы. Следование нормам и правилам человеческого общения. Терпимость к недостаткам и слабостям других. Милосердие. |
Эстетические вкусы |
Участие в жизни класса и школы Аккуратность и опрятность. Культурные привычки. Внесение элементов эстетики в свою жизнь. Способность откликаться на прекрасное в жизни. Посещение центров и учреждений культуры |
Навыки самосовершенствования |
Элементы саморегуляции поведения. Умение организовать свое время. Соблюдение санитарно-гигиенических правил. Забота о собственном здоровье. Наличие вредных привычек |
Степень сформированности качеств оценивается по пятибалльной системе:
1— качество не проявляется;
2 — качество проявляется редко;
Воспитание и обучение в Древней Руси
Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей п ...
Управление дошкольным образовательным учреждением
Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом. Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принци ...
Состояние образования и педагогической мысли в эпоху Беруни
В эпоху Беруни культура, в широком понимании этого слова, была доступна только верхушке феодальной знати и мусульманского духовенства; для народных масс дорога к науке и просвещению была закрыта. После завоевания Средней Азии арабы насильственно начали распространять арабскую письменность, большую ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.