Педагогика и образование » Процесс формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения » Методологические основания изучения формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения

Методологические основания изучения формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения

Страница 2

3 — качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя;

4 — качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью школьника, требуется контроль со стороны взрослых и коллектива;

5 — качество проявляется всегда, иначе ученик поступить не может.

Метод «Незаконченный рассказ»

При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

Про Витькину бабушку.

Бабушка очень любила Витьку, всегда старалась ему чего-нибудь повкуснее сготовить, или что-нибудь сунуть в портфель, чтобы в школе поел. Она вязала Витьке носки, свитеры, как бабушка в сказке, строго поглядывая из-под очков. Но это она для порядка только так строго смотрела, на самом деле она была добрая.

Последнее время бабушка сильно постарела. При гостях она иногда засыпала за столом. Когда Витька приходил из школы, он ничего не мог найти у себя на столе. То тетрадки пропадали, то задачники. Ясно, кто тут хозяйничал. Витька ворчал, а бабушка оправдывалась. Когда Витька садился делать уроки, бабушка просила его почитать газету или журнал. Витька опять ворчал, что человеку не дают спокойно позаниматься, но газету ей всю прочитывал, даже про погоду. За обедом бабушка поучала Витьку, что он ложку не так держит, да еще пальцем помогает. Витька терпел, а иногда огрызался. Однажды он услышал, как на кухне что-то загремело, а их сосед, водопроводчик Степан, сказал: «Зажилась ты, бабка, на этом свете». Бабушка оправдывалась тонким голосом, а Степан все гудел басом. Витька решил придумать Степану страшную месть, - например, взорвать все трубы вокруг дома, чтобы ему работы хватило на месяц.

Как-то Витька шел по двору и увидел на скамейке маленького серого котенка. Витька взял его на руки, котенок пригрелся и заурчал. Витька обрадовался: ведь ему хотелось именно такого, серого, полосатого, пушистого. Витька радостно прибежал домой и закричал бабушке: «Смотри, какой у меня теперь котик есть! Я ведь такого и хотел.» Бабушка взяла котенка двумя пальцами за спинку и выкинула на лестницу черного хода. «Вот еще, будешь

всякую грязь носить. От них, Витенька, только блохи да болезни. Лучше тебе мама рыбок купит», — сказала бабушка. Витька выскочил на лестницу, искал во дворе, на чердаке. Нигде не было котенка. Пли убежал куда-то, или его кто-то так быстро подхватил. С бабушкой Витька не разговаривал, газет ей не читал, за обедом отворачивался. Так обиделся — и прощать не хотел. Даже Степану мстить раздумал.

Тетя Соня прислала письмо бабушке. Она звала ее к себе в Киев. Она жила одна, у нее бабушка бы отдохнула, пожила спокойно, да и город у них не такой шумный, как Москва. «Пусть едет», подумал Витька. Бабушка расстроилась, что ей без внука будет скучно, не за кем тогда ухаживать да баловать, «Что же ты молчишь? — спросил папа. - Бабушка из-за тебя хочет остаться. Ну, как бы ты хотел, чтобы она осталась или уехала?»

В результате применения методики М.И. Шиловой нами были получены следующие результаты, которые мы свели в общую таблицу.

Таблица 2.

Уровни воспитанности младших школьников

Критерии

Уровни

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Эрудиция

5

8

20

6

1

Культура речи

2

2

18

9

9

Сообразительность

6

5

6

18

5

Прилежание

4

5

5

13

13

Внимательность. Взаимопомощь

4

3

6

16

11

Трудолюбие

2

4

12

10

12

Отношение к природе

3

5

13

9

10

Следование правилам безопасности

3

3

12

12

10

Нравственные качества и сознательная дисциплинированность

10

5

5

10

10

Эстетические вкусы

6

8

6

10

10

Навыки самосовершенствования

10

5

5

10

10

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности в школах с углубленным изучением математики
Психолого-педагогический подход к обучению требует анализа учебной деятельности как деятельности субъекта, как особой формы социальной и познавательной активности учащегося, в которой происходит реализация его собственных стремлений. Важно знать не только объективные результаты учебной деятельности ...

Изучение особенностей ребенка – первый этап индивидуального подхода
Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании. При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, зан ...

Социальный паспорт класса
Социальный портрет 10 «а» класса составлен на основе анализа классного журнала, личных дел, дневников учащихся, личного наблюдения и бесед с учащимися. В классе учатся 25 учеников: 14 девочек и 11 мальчиков. Большинство детей в классе из полных, благополучных семей. Большинство учащихся по состояни ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0179