Анализ программы
1. Общие сведения о программе.
Программа общеобразовательных учреждений (трудовое обучение) 1-4, 5-11 классы. Программа подготовлена научным коллективом «Технология». Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2006. – 240 с.
Раздел: Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов (О.А. Кожина)
2. Цели и задачи изучения раздела.
Цель изучения раздела – способствовать формированию знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора; формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности. [, с. 5]
Кроме общих задач предмета «Технология», перечисленных в введении при изучении этого раздела необходимо решать следующие дополнительные задачи:
Развитие художественной инициативы.
Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.
Воспитание уважения к народным традициям и обычаям.
Ознакомление учащихся с профессиями по обработке ткани
3. Связь целей обучения данного раздела с целями и задачами технологической подготовки учащихся. Место раздела в структуре технологической подготовки учащихся.
Цель данного раздела является составной частью общей цели технологии. Данный раздел направлен на формирование у учащихся качеств творчески думающей личности, формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Раздел «Технология обработки ткани» поможет реализовать такие задачи технологии как:
развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
воспитание трудолюбия, коллективизма, ответственности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требования дизайна.
Тематический план изучения раздела
|
№ занятия |
Тема |
Количество часов |
|
1 2 |
Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука) Конструирование и моделирование фартука Технология изготовления фартука |
24 6 18 |
5. Анализ реализации дидактических принципов в содержании программы с указанием критериев анализа.
Для успешного достижения целей изучения раздела необходимо руководствоваться следующими принципами обучения:
Принцип наглядности
Суть принципа заключается в построении учебного процесса с опорой на чувственно-нравственный опыт. На уроках по технологии обработке ткани используется множество средств наглядности: красочные плакаты с изображением готовых изделий, схемы и технологические карты подробно описывающие ход работы. На уроки по изучению данного раздела непременно присутствует демонстрация учителем приемов труда: способы пришивания, технология выполнения швов, обработка края на осыпающейся ткани и др.
Принцип систематичности и последовательности
Суть его заключается в изучении учебного материала в последовательности, отражающей логику науки, процесса, формирования технических навыков. Сначала изучаются виды швов, затем – способы их выполнения, способы пришивания, и только потом правила ухода за изделиями. Обязательным является повторение пройденного на предыдущем занятии материала.
Принцип доступности и посильности
Учебный материал по своему объему, научности и глубине должен соответствовать посильным возможностям учеников, а практические занятия должны выполняться исходя из уровня трудовой и физической подготовки учащихся. В 5-ом классе учащиеся могут освоить большой по объему учебный материал. Но нельзя забывать об избирательности внимания ребенка. Необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы у ребенка не было желания отвлекаться на другие дела. Интересное дело, интересный урок способны так захватить детей, что он с увлечением работает весьма продолжительное время.
Принцип сознательного и активного участия учащихся
в процессе обучения
Означает ясное понимания учащимся конкретных целей работы, осмысления им явлений и фактов, умение применять знания на практике. Активность учащихся предполагает их стремление к овладению знаниями, к развитию самостоятельности. Для реализации этого принципа не требуются особые усилия, так как из психологии известно, что с общим ростом сознательного отношения к действительности у подростков заметно усиливается сознательное отношение к учению. В своей учебной деятельности они постепенно переходят на новый, более высокий уровень, связанный с новым отношением к настоящим, глубоким знаниям, которые приобретают личностный смысл.
Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных
понятий
Испытуемые 9 класса в количестве 15 человек успешно справились с тестирование. Из полученных результатов (см. приложение 2) можно сделать следующие выводы: сравнительный график Рекомендации: Учителям, работающим в классе необходимо помнить, что основная часть аудитории класса запоминает материал пр ...
Возможные профессиональные деформации личности андрагога
Прежде всего, хотелось бы отметить, что андрагогика связана с образованием и самообразованием самым непосредственным образом: в современном социуме самообразование (причём, на всех уровнях) всё больше становится одним из важнейших принципов гармоничного развития личности, её благополучия во всех сф ...
Строение углеводородов
ряда этилена
Характерное строение соединений, как и в случае предельных углеводородов, выясняется на примере первого представителя гомологического ряда - этилена. Этилен, его строение. Для ознакомления учащихся с этиленом его демонстрируют в газометре или стеклянных цилиндрах. Опытное подтверждение наличия угле ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.