Суть обучающего характера беседы заключается в том, что ученики, отвечая на вопросы учителя, анализируют и сопоставляют известные им факты. Знания учащихся закрепляются, углубляются, систематизируются.
В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.
Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.
Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Правила, которыми следует руководствоваться:
информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
нецелесообразно показывать объекты или приемы уже знакомые детям;
организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях;
не увлекаться показом большого количества средств наглядности;
показ реальных или условных изображений должен отражать наиболее существенные стороны; не должно быть лишнего;
если необходимо показать несколько пособий, то их выносят по мере надобности;
учитель должен обязательно руководить восприятием учащимися показываемых объектов, явлений и приемов. Это достигается сочетанием показа с объяснением;
для проверки правильности восприятия, развития наблюдательности и активности учитель задает вопросы и дает задание на описание объекта или изображения.
Демонстрация наглядных пособий. Существует несколько способов предъявления средств наглядности:
демонстрация;
зарисовка на доске;
вывешивание плакатов;
применение ТСО;
выдача раздаточного материала.
При изучении раздела Технология обработки ткани учитель может продемонстрировать готовые изделия. На доске можно изобразить схематично виды машинных швов. Плакаты с изображением бытовой швейной машины, видами ручных стежков и строчек помогут детям с помощью зрительной памяти лучше запомнить терминологию.
Эффективность средств наглядности зависит от их соответствия целям и задачам обучения, этапам урока, объему содержания и дидактическим характеристикам информации, уровню развития пространственного мышления. Эффективность также зависит от места расположения, освещенности, видимости со всех точек кабинета и степени подготовки учащихся к восприятию средства наглядности.
Показ трудовых приемов. Применяется определенная методика:
показ трудового процесса в рабочем темпе;
показ его в замедленном темпе;
показ в замедленном темпе с остановкой после каждого приема, при необходимости – изолированный показ отдельных сложных движений;
заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме;
проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.
Для того чтобы показ способствовал быстрому формированию умений и навыков он должен отвечать ряду требований:
показ должен быть квалифицированным, т.е. образцовым;
учитель должен направлять внимание ребят на главные, наиболее существенные стороны действия, обосновать целесообразность именно таких движений;
необходимо сочетать показ с объяснением;
На уроке следует придерживаться следующего порядка демонстрации трудовых приемов: сначала нужно объяснить сущность предстоящей операции, какими инструментами она выполняется. Затем следует показать выполнение самой операции.
В рассматриваемом разделе демонстрация трудовых приемов применяется повсеместно. Это и правильность выполнения машинных работ, снятия мерок для построения чертежа выкройки, конструирования и моделирования, окончательная отделка и обработка изделия и другое.
Практические методы различаются методикой их применения в зависимости от природы обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Первый этап (применение подготовительных упражнений) рассчитан на выработку правильной позы, умение держать инструмент, координацию движений и т.д. Предполагается, что в 5 классе эти приемы уже известны и отработаны. Поэтому разумнее перейти к следующему этапу: самостоятельная работа учащихся. Самостоятельность учащихся проявляется в использовании инструкционных карт, самостоятельный разбор схем и чертежей, подбор режимов работы, личный контроль качества (проверка) готовой продукции.
К самостоятельным практическим работам в изучаемом разделе можно отнести: выполнение ручных стежков и строчек, знакомство с бытовой швейной машиной, выполнение машинных строчек.
Понятие культуры поведения детей; характеристика её компонентов
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду. Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собстве ...
Помощь детям в преодолении искушений
Общие методы обучения. Общество и родители должны помочь детям и подросткам обрести истинные ценности жизни: социальные, семейные, религиозные. Необходимо открыто говорить о ценностях. Важно, чтобы дети поняли, почему такие ценности, как честность, ответственность, самостоятельность, являются важны ...
Организация взаимодействия родителей и учреждения дополнительного
образования
Вопросы взаимодействия образовательных учреждений и семьи в воспитании подрастающего поколения нашли отражение в различных научных исследованиях. Ученые Л.В. Архангельский, С.И. Голод, И.С. Кон, В.А. Петровский и др. Они единодушны в том, что, чем ярче ценностно-ориентационное единство семьи, тем в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.