Педагогика и образование » Современные тенденции семейного воспитания в Республике Беларусь » Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи

Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи

Страница 5

Старший ребенок вынужден доказывать свое право на верховенство, поскольку оно отнято было у него в связи с рождением второго ребенка. Он редко посвящает в свои жизненные цели других, строит планы и реализует их тоже в одиночку. Среди старших детей чаще встречаются консервативные люди, хранители традиций и стандартов. https://beit-grand.odessa.ua/tancevalnye-studii/body-balet/

Второй ребенок привыкает к соперничеству, становится честолюбивым, активно самоутверждается. Ему всегда важно доказать, что он лучше других. Бывает и так, что второй ребенок привыкает видеть в старшем кумира и тогда его поведение может формироваться в двух направлениях: или младший старшему подражает, или он смиряется с положением худшего и не стремится в чем-то превзойти кумира.

Младший ребенок привыкает к тому, что за него думают, решают другие. Его мнение часто игнорируется. Он может стать безынициативным, а может, наоборот, благодаря высокой мотивации превзойти своих старших братьев и сестер достичь больших успехов в своей деятельности.

Контактная диагностика межличностных отношений в подсистеме «учащийся - другие члены семьи». Наиболее информативными будут ответы на вопросы о том, кто в семье занимается уборкой помещения, кто ходит в магазин за продуктами, насколько родители заботятся о распределении обязанностей, о совместном решении бытовых вопросов. Немаловажно, кем из членов семьи ребенок восхищается, с кем соперничает, на кого стремится быть похожим. Об отношении к другим членам семьи можно узнать также, спросив, кого ребенок хочет видеть за столом в день своего рождения, с кем хотел бы провести праздничный день, каникулы, с кем хотел бы поехать на отдых и т.д.

Таким образом, разработанные нами методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений будут способствовать развитию воспитательного потенциала семьи в современных условиях, т.к.:

– во-первых, взаимодействие образовательного учреждения и семьи, на наш взгляд, - двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к развивающему, продуктивному взаимодействию возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: 1 фаза – открытие, 2 фаза – прояснение ожиданий, 3 фаза - согласование, 4 фаза - оформление документов, 5 фаза - проектирование взаимодействия, 6 фаза - социально-педагогический мониторинг, 7 фаза - рефлексия. Переход к новому качеству взаимодействия с семьей возможен, если усилия каждого участвующего в управлении субъекта, будут направлены на преодоление разрыва между существующими и необходимыми отношениями с семьей;

– во-вторых, в системе современной педагогической деятельности на первый план выдвигается диагностика как обязательный ее компонент и как условие безошибочного планирования, прогнозирования, организации и осуществления педагогического процесса. Мы предлагаем педагогическую диагностику проводить по трем направлением: диагностика типа семьи (по специфике десоциализирующего влиянии, по характеру воспитательных ошибок), диагностика отношений в подсистеме «учащийся – родители», диагностика отношений в подсистеме «учащийся – другие члены семьи».

Анализ и обобщение психолого-педагогических исследований позволили раскрыть основные современные тенденции семейного воспитания в Республике Беларусь.

Анализ теоретической литературы по проблеме развития семейного воспитания на современном этапе позволил выяснить, что, во-первых, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Во-вторых, под понятием современная семья понимается следующее: семья, живущая в современных условиях, которые отличаются от предыдущих.

В современных условиях трансформации белорусского общества происходят изменения исторического типа белорусской семьи. Меняется структура семьи (модели), происходят социально-демографического характера изменения (снижение уровня брачности, рост числа разводов, депопуляция). К особенностям развития современной семьи относятся: специфика социального уклада в городской и сельской семье; чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе; происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей; идет процесс разукрупнения семьи - выделение молодой брачной семьи; уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей; увеличение числа разводов; увеличение числа однодетных семей.

Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обосновано и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Толерантность: подходы и понятия
Заглянув в словарь С.И Ожегова, можно найти три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой – как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть – 1) безропотно и стойко переносить что-нибудь, 2) мириться с ...

Возникновение и применение идеи бесконечности в древнегреческой математике
Идея бесконечности возникла еще в глубокой древности в связи с представлениями о Вселенной. В философии под бесконечностью понимают отсутствие начала и конца во времени и в пространстве. Конечное и бесконечное — это две категории, т. е. два основных понятия, выражающие неразрывно связанные между со ...

Трудности в обучении младших школьников русскому языку
Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению и их психологические причины могут быть разделены на четыре группы. Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательн ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved 0.2213