Старший ребенок вынужден доказывать свое право на верховенство, поскольку оно отнято было у него в связи с рождением второго ребенка. Он редко посвящает в свои жизненные цели других, строит планы и реализует их тоже в одиночку. Среди старших детей чаще встречаются консервативные люди, хранители традиций и стандартов.
Второй ребенок привыкает к соперничеству, становится честолюбивым, активно самоутверждается. Ему всегда важно доказать, что он лучше других. Бывает и так, что второй ребенок привыкает видеть в старшем кумира и тогда его поведение может формироваться в двух направлениях: или младший старшему подражает, или он смиряется с положением худшего и не стремится в чем-то превзойти кумира.
Младший ребенок привыкает к тому, что за него думают, решают другие. Его мнение часто игнорируется. Он может стать безынициативным, а может, наоборот, благодаря высокой мотивации превзойти своих старших братьев и сестер достичь больших успехов в своей деятельности.
Контактная диагностика межличностных отношений в подсистеме «учащийся - другие члены семьи». Наиболее информативными будут ответы на вопросы о том, кто в семье занимается уборкой помещения, кто ходит в магазин за продуктами, насколько родители заботятся о распределении обязанностей, о совместном решении бытовых вопросов. Немаловажно, кем из членов семьи ребенок восхищается, с кем соперничает, на кого стремится быть похожим. Об отношении к другим членам семьи можно узнать также, спросив, кого ребенок хочет видеть за столом в день своего рождения, с кем хотел бы провести праздничный день, каникулы, с кем хотел бы поехать на отдых и т.д.
Таким образом, разработанные нами методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений будут способствовать развитию воспитательного потенциала семьи в современных условиях, т.к.:
– во-первых, взаимодействие образовательного учреждения и семьи, на наш взгляд, - двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к развивающему, продуктивному взаимодействию возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: 1 фаза – открытие, 2 фаза – прояснение ожиданий, 3 фаза - согласование, 4 фаза - оформление документов, 5 фаза - проектирование взаимодействия, 6 фаза - социально-педагогический мониторинг, 7 фаза - рефлексия. Переход к новому качеству взаимодействия с семьей возможен, если усилия каждого участвующего в управлении субъекта, будут направлены на преодоление разрыва между существующими и необходимыми отношениями с семьей;
– во-вторых, в системе современной педагогической деятельности на первый план выдвигается диагностика как обязательный ее компонент и как условие безошибочного планирования, прогнозирования, организации и осуществления педагогического процесса. Мы предлагаем педагогическую диагностику проводить по трем направлением: диагностика типа семьи (по специфике десоциализирующего влиянии, по характеру воспитательных ошибок), диагностика отношений в подсистеме «учащийся – родители», диагностика отношений в подсистеме «учащийся – другие члены семьи».
Анализ и обобщение психолого-педагогических исследований позволили раскрыть основные современные тенденции семейного воспитания в Республике Беларусь.
Анализ теоретической литературы по проблеме развития семейного воспитания на современном этапе позволил выяснить, что, во-первых, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Во-вторых, под понятием современная семья понимается следующее: семья, живущая в современных условиях, которые отличаются от предыдущих.
В современных условиях трансформации белорусского общества происходят изменения исторического типа белорусской семьи. Меняется структура семьи (модели), происходят социально-демографического характера изменения (снижение уровня брачности, рост числа разводов, депопуляция). К особенностям развития современной семьи относятся: специфика социального уклада в городской и сельской семье; чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе; происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей; идет процесс разукрупнения семьи - выделение молодой брачной семьи; уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей; увеличение числа разводов; увеличение числа однодетных семей.
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обосновано и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.
Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций
учащихся
Сущность, структура воспитательной деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению ...
Научно-просветительная деятельность Абу Райхана Беруни
О ранних годах жизни Беруни сведений очень мало. Будущий ученый рано остался сиротой. Об этом он пишет в одном из своих автобиографических стихотворений: « Клянусь аллахом: не знаю я по правде своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему деда, да и как знать мне деда, раз я не знаю отца». Родным ...
Практическая работа социального педагога по поддержке семьи в условиях
общеобразовательной школы
Практическая работа в сельской общеобразовательной школе с.Уткалево Белорецкого района по поддержке семьи проводилась в течении 5 недель, где принимали участие учащиеся 5-11 классов в количестве от 80 – 120 детей и подростков. Цель практической работы: совершенствование программы по поддержке семьи ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.