Педагогика и образование » Сравнительное изучение состояния словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией и у учащихся без специфических нарушений письма » Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией

Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией

Страница 4

использовали словообразование вместо словоизменения, например, «носочки», «лисички», также при словообразовании использовали наиболее продуктивные суффиксы существительных, не всегда соответствующие языковой норме, а при словоизменении использовали иное окончание.

не учитывали беглую гласную в основе существительных, например, «лев - левы»;

нарушали чередование согласных основы, например, «ухо - ухи»;

старались сохранить неподвижное ударение «глаз - глаза».

Что касается детей без специфических нарушений письма, то они допускали в этом задании гораздо меньше ошибок.

Таким образом, при исследовании формирования словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией можно утверждать, что сложным являлось изменение существительных по числам и падежам.

Проведенный анализ научно-теоретической литературы показал, что понимание речи окружающих и грамматически правильное оформление собственных высказываний являются важным условием коммуникации. Употребление и понимание данных конструкций предполагает высокий уровень развития лексико-грамматического строя речи, словесно-логического и абстрактного мышления. Однако младшие школьники с дисграфией имеют не только нарушения письменной речи, но и ряд психологических особенностей, которые не позволяют им успешно овладевать школьной программой.

С целью преодоления этих нарушений нами была предложены основные направления коррекционной работы.

На основе рекомендаций О.Е Грибовой, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, И.В. Прищеповой, И.Н. Садовниковой, И.А. Смирновой, А.В Ястребовой, нами была разработана методика изучения словоизменения существительных у младших школьников.

Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сформулировать следующие выводы:

уровень усвоения навыков словоизменения существительных у учащихся третьих классов без специфических нарушений письма и их сверстников с дисграфией различен. Овладение словоизменением младших школьников с дисграфией находится на гораздо низшем уровне, чем у детей без специфических нарушений письма;

образование производных слов, в отличие от детей без специфических нарушений письма, доступно школьникам с дисграфией лишь на материале хорошо усвоенных, наиболее частотных и продуктивных моделей словоизменения;

нарушения формирования словоизменения имён существительных у младших школьников с дисграфией обусловлены несформированностью или недостаточным уровнем сформированности грамматического строя устной речи, которые обеспечивают понимание речи и входят в следующие структуры: деятельности усвоения и употребления языка;

у детей с дисграфией не сформирована система предлогов языка. Правильность употребления предлога по смыслу связана с пониманием пространственного расположения предметов. Трудность такого понимания свидетельствует о недостаточной сформированности зрительно - пространственных представлений.

Изучение ошибок позволяет утверждать, что у учащихся с дисграфией наблюдается запаздывание в усвоении соотношения между системой и нормой языка в целом. В то время как дети без специфических нарушений письма овладевают системой ещё в дошкольном возрасте, а в школьном происходит её совершенствование и последовательное совпадение с языковыми нормами, то у детей с дисграфией этот процесс затягивается.

В связи с выявленными особенностями формирования словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией важным и значимым является своевременная организация коррекционно-логопедической работы.

Сроки обучения зависят от психо – эмоционального состояния, степени нарушения и времени обращения к специалисту. Научно доказано, что чем раньше начинается коррекционный процесс, тем эффективнее он протекает, тем меньше времени и усилий понадобится на его реализацию, тем больше вероятен успех.

Развитие процессов словоизменения имеет исключительное значение для развития лингвистических способностей учащихся и их общего развития. Невозможно переоценить роль понимания структуры слова в обучении чтению и письму, в дальнейшем в успешном усвоении учащимися грамматических знаний и орфографических навыков.

Таким образом, можно утверждать, что в нашей дипломной работе цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Развивающие возможности методической системы, направленной на активацию познавательной деятельности
Рассмотрение путей повышения активности учащихся А.Я. Найн начинает с того элемента модели, который обычно только подразумевается, но, види ...

Специфика экспериментальной методики обучения двигательным действиям
Мы постарались усовершенствовать общепринятую методику обучения двигательным действиям на основе учёта индивидуальных и возрастных особенно ...

Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы
Целью данного этапа стал анализ, обобщение и оценка произошедших изменений в формировании нравственных чувств у старших дошкольников и восп ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru