В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Свое практическое выражение она находит в выдержке, самообладании, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия.
З.А. Кочергина в своей статье «Современные дискуссии по проблеме толерантности» определила: «Толерантность – это равнодостоинство личностей, которым принадлежат несхожие взгляды» . И.Б.Гриншпун в статье «Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении)» сформулировал толерантность как «наличие потребности во взаимодействии с другим, понимании другого при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему».
Н.М. Лебедева в книге «Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ» дала определение: «Толерантность – это наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной». А.П.Садохин в статье «Толерантное сознание: сущность и особенности» обосновал толерантность как «уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения».
Наиболее общее и точное, на наш взгляд, определение дается в Декларации принципов толерантности, которую приняли государства-члены Организации Объединенных Наций 16 ноября 1995 года. В ней толерантность определяется как «… уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение, свобода мыслей, совести и убеждений. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Это означает, что каждый может придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.
В нашей дальнейшей работе под понятием «толерантность» мы будем иметь ввиду «…уважение, принятие и ценностное отношение к богатому многообразию культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…».
А.Б. Суслов и Д.П. Поносов выделяют три особенности философского аспекта толерантности:
Философия толерантности связана с философией автономности личности от общества, ее субъективного развития, признание ценности ее позитивных и отрицательных качеств. Толерантность это идея отказа от философии силы, т.к. «переделать» партнера, творца собственной жизни, невозможно. Толерантность – опора на положительные качества партнера для продолжения диалога;
Толерантность и интолерантность – два взаимообратимых понятия. Личность не может быть однозначно толерантной либо интолерантной – она действует ситуативно, исходя из различных мотивов, часто низменных. Поэтому главное в толерантности – принятие ценности другого человека, который должен быть целью, а не средством;
Толерантность связана с философией синергетики (теории самоорганизующей системы). Согласно этой теории, каждый человек – относительно независимый элемент в сложной системе общественных взаимоотношений. Он может изменять эту систему, влиять на нее, но она, в свою очередь, оказывает на него влияние. Успешное развитие человека зависит от его готовности (включая мотивацию, волевые качества, умения) организовать вокруг себя позитивное пространство и реализовать свои возможности.
Теоретические основы развития диалогической речи у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Л.С. Волкова, Н.С. Жукова в своих исследованиях показали, что под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонемат ...
Воля и нравственность
Это психический механизм деятельности, подчиненной получению отдаленного результата, к тому не редко вероятного. Воля может развиваться только в ходе сложной, уверенной в будущее деятельности, путем преодоления препятствий. Поэтому волевые в своей основе качества личности: ответственность, чувство ...
Технологии воспитания в современной школе: управленческий аспект
Проблема воспитания нового поколения, которому суждено построить новую Россию, стоит сегодня особенно остро. В результате фундаментальных преобразований изменились общественно-политический строй и экономический уклад. Однако эти перемены произошли «сверху» и провозглашены в основном пока на законод ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.