Педагогика и образование » Разработка программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков » Толерантность: подходы и понятия

Толерантность: подходы и понятия

Страница 6

Неактуализированный этнокультурный статус – это безразличное отношение к этническим культурам, в которые «погружена» личность .

Аффилиация – (от английского «to affiliate» — присоединять, присоединяться) — стремление человека быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности.

Г. Триандисом этническая аффилиация определяется тремя критериями: подчинение индивидуальных целей групповым, выраженная идентификация со своей этнической группой, восприятие себя как части группы, а группы как продолжение самого себя.

Под этнической аффилиацией далее будет подразумеваться «стремление человека принадлежать к какому-либо этносу.»

Воспитание толерантности является одной из важнейших частей гражданского образования, направленного на формирование ценностей демократической культуры прав человека, культуры мира и толерантности.

Г.В. Бюзелева, Г.М. Шеламова выделяют основные положения педагогики толерантности:

Формирование толерантного пространства, характеризующегося единством всех субъектов образовательного процесса и форм организации их отношений, которые, с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой – основой, образцом нравственного воспитания учащихся.

Культура общения, как постижение другого в диалоге, как взаимопонимание, взаимоуважение, соучастие и сопереживание, чувство партнерства.

Синергетическое мышление, позволяющее принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека.

Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой которого являются субъект-субъектные отношения в системе «учитель - ученик».

В качестве основных принципов педагогики толерантности выделяют следующие:

Принцип доверительного сотрудничества – установление в образовательном учреждении отношений взаимопонимания и взаимной требовательности между администрацией, преподавателями, с одной стороны, и учащимися, с другой;

Принцип экологии взаимоотношений – обеспечение благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении как основы формирования толерантного пространства;

Принцип правоведения – формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии;

Принцип синерегетизма обеспечивает развитие личности, являясь источником и движущей силой этого развития;

Принцип творчества, обеспечивающий реализацию вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия. Творческий подход к использованию принципа толерантности в процессе обучения является залогом эффективности всего образования, а также создает благоприятные условия для дальнейшей адаптации личности в других сферах социальных отношений.

Педагогика толерантности предполагает:

Развитие навыков наблюдательности, способности к самоанализу, самопознанию;

Формирование навыков ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой;

Развитие умений познания других людей, анализ ситуации, обстановки в семье, классе, группе, коллективе;

Осуществление коррекции самооценки;

Формирование профессионально значимых качеств: эмпатии и рефлексии, способствующих толерантному общению;

Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;

Освоение способов саморегуляции и реагирования на нетерпимость.

Воспитание толерантности подрастающего поколения может успешно осуществляться в рамках высокой культуры межэтнических отношений, когда обмен духовными ценностями протекает в условиях сохранения национальных особенностей, неповторимого облика каждой национальной культуры, а сближение культур влияет на обогащение и развитие национальной самобытности. Педагог должен понимать, что формирование толерантности в наши дни происходит в условиях сложных этнических процессов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения
Опыт обучения показывает необходимость специальной подготовки преподавателя к проведению проблемного занятия. Одно из основных требований – тщательный теоретико-логический анализ учебного материала, который должен быть усвоен учащимися, разбивка его на отдельные порции и выбор способа структурирова ...

Сущность орфографии и ее принципы
Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка Именно в начальной школе закладываются основы правильного, орфографически грамотного письма. Развернутое определение орфографии дает В Ф Иванова " ...

Хореографический коллектив в общеобразовательной школе
В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полно ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.2053