Педагогика и образование » Музыка и развитие мыслительной деятельности дошкольников » Музыкальное воспитание и развитие мыслительной деятельности дошкольников

Музыкальное воспитание и развитие мыслительной деятельности дошкольников

Страница 5

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни - формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Особая роль в сенсорном воспитании (целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия) детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.

На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Этот аспект умственного воспитания рассматривается как развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания, раздвигая горизонты последнего.

Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития, формирования мышления, речи, памяти, внимания, ориентировки в окружающем, обогащения разнообразными впечатлениями. Осуществляется оно в процессе игр-занятий детей, их самостоятельной деятельности, направляемой взрослыми, во время прогулок, в процессе ухода за детьми (при умывании, одевании, кормлении и т.д.).

На первом году жизни малыша воспитатель показывает ему новые действия и называет их. Но со второго года и в дальнейшем при обучении ребенка показ и объяснение приобретают ведущее значение.

В процессе умственного воспитания детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений.

На основе практических действий внутри процесса предметно-то восприятия начинают складываться элементарные формы мышления, развиваются1 память, внимание, подготавливается почва для развития речи.

Начальные проявления мышления относятся к концу первого - началу второго года жизни, когда малыш осваивает практические действия, направленные на достижение цели и основанные на выявлении элементарных связей между объектами.

В процессе обучения предметным действиям осуществляется не только его сенсорное развитие - у него формируется мышление.

Детей второго года обучают действиям с предметами-орудиями: кормить ложкой или причесывать гребешком мишку, куклу. На третьем году детям рекомендуют давать игрушки, имитирующие орудия труда: молоток, которым забивают колышки в песок или втулки в отверстия скамейки, грабельки для сгребания листьев, лопатки, совки для песка. И в дальнейшем практическая деятельность активно влияет на развитие более высоких уровней обобщения и суждения детей (А. А. Люблинская, А. К. Матвеева, В. В. Гербова и д"р.). Так, в процессе дидактических игр с куклой и атрибутами к ней дети третьего года жизни учатся группировать предметы под обобщающим словом посуда, одежда. Участвуя многократно в кормлении птиц и кролика, они делают вывод: «У всех птичек есть клюв. Все птички клюют», «Кролик морковку грызет, а конфету не любит».

Не менее важно для умственного развития ребенка совершенствовать его память, внимание, хотя они носят в раннем возрасте непроизвольный характер. Например, в первые месяцы жизни развивают зрительное и слуховое сосредоточение на показываемую игрушку, на ласковый разговор воспитателя, звуки музыкального инструмента. На втором году добиваются, чтобы дети проявили сосредоточенность, внимание до того, как увидят предмет, ориентируясь на установку воспитателя: «Посмотрим, что у нас в мешочке»; или: «Послушаем, кто к нам пришел». В конце второго, на третьем году жизни с помощью наглядно-действенного обучения важно формировать у детей все компоненты внимания. Тогда малыши будут способны не только слушать объяснения, следить за показом, но и удерживать внимание на том, что нужно построить, нарисовать и слепить. Это помогает им добиться результата. Так постепенно в процессе обучения роль речевых воздействий на ребенка значительно возрастает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Дидактические принципы построения системы самостоятельных работ учащихся и руководство ею
На уроках физики, как и на уроках по другим предметам, с помощью различных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т. е. представляют систему. Под системой самос ...

Доклад Комитета Диринга: общий взгляд на высшую школу в настоящем и будущем
Весьма важное место в докладе занимает определение желательного для высшей школы состояния в будущем, поскольку именно к реализации этого направлены все рекомендации, которые в нём формулируются. Этому вопросу посвящена первая глава доклада под названием “Взгляд на двадцать лет вперёд: общество, ко ...

Организация процесса эстетического воспитания на занятиях технологии кулинарии
С древних времен люди изменяли и совершенствовали приемы и способы приготовления пищи, создавали кулинарные рецепты для поддержания своей жизнедеятельности, начиная от ежедневных рационов, не отличающихся красивым оформлением блюд в повседневной жизни, до праздничных, торжественных событий, вечеров ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0412