2. Предметно-дидактическая модель как считает И.Е. Якиманская, её разработка связана с организацией научных знаний в системе с учётом их предметного содержания. Это предметная своеобразная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении.
Средством индивидуализации обучения в то время служили сами знания, а не их конкретный носитель – развивающийся ученик. Знания организовывались по степени их объективной трудности, новизны, уровню их интегрированности с учётом рациональных приёмов усвоения "порций" подачи материала, сложности его переработки.
В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление:
предпочтений ученика к работе с материалом разного предметного содержания.
интереса к его углубленному изучению.
ориентаций ученика к занятиям разными видами предметной деятельности.
Технология предметной дифференциации строилась на учёте сложности и объёма учебного материала (задания повышенной – пониженной трудности). Для предметной дифференциации разрабатывались факультативные курсы, открывались классы с углубленным изучением определённых учебных предметов.
Организованные формы вариативного обучения, конечно, способствовали его дифференциации, но образовательная идеология при этом не менялось: поскольку личность продукт обучающих воздействий. Организация знаний по научным направлениям, уровню их сложности (программированное, проблемное обучение) признавалось основным источником личностно - ориентированного подхода к ученику. Создавалась ситуация при которой, дифференцированные формы педагогического воздействия (через организацию предметных знаний) определяли содержание личностного развития. Так же стоит заметить, что И.Е. Якиманская различает термин "дифференциация обучения" и "дифференцированный подход в обучении". Речь во втором случае идет о раскрытии индивидуальности ученика, а затем о выборе для него наиболее благоприятных условий развития через предлагаемые дифференцированные формы, а не наоборот.
Предметная дифференциация задавала нормативную познавательную деятельность, но не интересовалась истоками жизнедеятельности самого ученика, как носителя субъективного опыта, имеющейся у него индивидуальной готовности, предпочтений к предметному содержанию, виду и форме задаваемых знаний, так же следует подчеркнуть, что предметная дифференциация, как правило, не затрагивает духовной дифференциации, т. е. различие национальных, этнических, религиозных, мировоззренческих, что в значительной мере определяет содержание субъективного опыта ученика.
3.Психологическая модель педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях.
В образовательном процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний.
Целью образовательного процесса с позиции психологии как утверждает И.Е. Якиманская, является развитие, коррекция обучаемости, как познавательной способности; оценка уровня её проявления, анализ особенностей её становления у детей одарённых, и детей с различными нарушениями развития.
Образовательный процесс должен быть ориентирован на цели развития личности и её способностей.
Основной формой обучения в концепции И.С. Якиманской выступает урок, но не традиционный, а личностно ориентированный, концентрирующий все положения организации личностно значимого учения:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи);
анализ способов работы других учеников в ходе урока, выбор и освоение наиболее рациональных;
создание на уроке педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Е.Н. Степанов также занимался разработкой личностно-ориентированного обучения. В своей концепции он говорит о том, что личностно-ориентированное обучение это система взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивающая и поддерживающая процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. Данный подход связан, с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.
Сущность понятия воспитания
как целенаправленного развития личности
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека - его эмоций, воли, характера, мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Однако в научном понимании и организации про ...
Гуманистический идеал эпохи Возрождения в работах М. Монтеня,
Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанеллы, В. да Фельтре
Родиной одного из величайших движений, которое когда-либо переживало человечество, – Возрождения – стала Италия. В XIV–XV вв. Италия представляла собой государство, в котором сосредоточилась политическая, экономическая, религиозная, культурная, образовательная жизнь. Широкие торговые и иные экономи ...
Общественное воспитание
Англичанам присущ практический подход к морально-этическим проблемам. Другими словами, им свойственно вкладывать сугубо практический смысл и в такие вопросы, которые у других народов рассматриваются только в духовном плане. Школа, религия, правосудие - все эти силы делают в Британии упор на поведен ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.