Педагогика и образование » Развитие самосознания младших школьников в процессе обучения на основе разработки индивидуальной программы » Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем обучения

Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем обучения

Страница 2

2. Предметно-дидактическая модель как считает И.Е. Якиманская, её разработка связана с организацией научных знаний в системе с учётом их предметного содержания. Это предметная своеобразная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении.

Средством индивидуализации обучения в то время служили сами знания, а не их конкретный носитель – развивающийся ученик. Знания организовывались по степени их объективной трудности, новизны, уровню их интегрированности с учётом рациональных приёмов усвоения "порций" подачи материала, сложности его переработки.

В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление:

предпочтений ученика к работе с материалом разного предметного содержания.

интереса к его углубленному изучению.

ориентаций ученика к занятиям разными видами предметной деятельности.

Технология предметной дифференциации строилась на учёте сложности и объёма учебного материала (задания повышенной – пониженной трудности). Для предметной дифференциации разрабатывались факультативные курсы, открывались классы с углубленным изучением определённых учебных предметов.

Организованные формы вариативного обучения, конечно, способствовали его дифференциации, но образовательная идеология при этом не менялось: поскольку личность продукт обучающих воздействий. Организация знаний по научным направлениям, уровню их сложности (программированное, проблемное обучение) признавалось основным источником личностно - ориентированного подхода к ученику. Создавалась ситуация при которой, дифференцированные формы педагогического воздействия (через организацию предметных знаний) определяли содержание личностного развития. Так же стоит заметить, что И.Е. Якиманская различает термин "дифференциация обучения" и "дифференцированный подход в обучении". Речь во втором случае идет о раскрытии индивидуальности ученика, а затем о выборе для него наиболее благоприятных условий развития через предлагаемые дифференцированные формы, а не наоборот.

Предметная дифференциация задавала нормативную познавательную деятельность, но не интересовалась истоками жизнедеятельности самого ученика, как носителя субъективного опыта, имеющейся у него индивидуальной готовности, предпочтений к предметному содержанию, виду и форме задаваемых знаний, так же следует подчеркнуть, что предметная дифференциация, как правило, не затрагивает духовной дифференциации, т. е. различие национальных, этнических, религиозных, мировоззренческих, что в значительной мере определяет содержание субъективного опыта ученика.

3.Психологическая модель педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях.

В образовательном процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний.

Целью образовательного процесса с позиции психологии как утверждает И.Е. Якиманская, является развитие, коррекция обучаемости, как познавательной способности; оценка уровня её проявления, анализ особенностей её становления у детей одарённых, и детей с различными нарушениями развития.

Образовательный процесс должен быть ориентирован на цели развития личности и её способностей.

Основной формой обучения в концепции И.С. Якиманской выступает урок, но не традиционный, а личностно ориентированный, концентрирующий все положения организации личностно значимого учения:

использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи);

анализ способов работы других учеников в ходе урока, выбор и освоение наиболее рациональных;

создание на уроке педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Е.Н. Степанов также занимался разработкой личностно-ориентированного обучения. В своей концепции он говорит о том, что личностно-ориентированное обучение это система взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивающая и поддерживающая процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. Данный подход связан, с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0129