Педагогика и образование » Развитие самосознания младших школьников в процессе обучения на основе разработки индивидуальной программы » Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем обучения

Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем обучения

Заработок на криптовалютах по сигналам. Больше 100% годовых!

Заработок на криптовалютах по сигналам

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно.

Обращайтесть в телеграм LegionCryptoSupport

Страница 4

Вторая составляющая – исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или руководителя образовательного учреждения. Так же Е.Н. Степанов выделяет шесть принципов личностно-ориентированного обучения.

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать их дельнейшему развитию. Каждый учащийся школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3. Принцип субъектности. Индивидуальности присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело, использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребёнка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о "сильных" сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего "Я".

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребёнка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребёнка.

Третий компонент личностно-ориентированного подхода – это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности.

Основываясь на исследования профессора Е.В. Бондаревской, выделим основные элементы личностно-ориентированного обучения:

диалогичность (приводящий и подводящие диалоги);

деятельностно - творческий характер;

направленность на поддержку индивидуального развития ребёнка;

предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения;

создания ситуации успеха.

Большинство педагогов-исследователей склонны включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приёмы, а также способы педагогической поддержки личности ребёнка в процессе его самореализации и саморазвития.

Опираясь, на разработки Е.Н. Степанова покажем главные различия личностно-ориентированного подхода и традиционного.

Основные компоненты

Традиционный подход

Личностно-ориентированный

подход

Целевой

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребёнка социально-типичного.

Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъектности ребёнка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержательный

Содержание составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно – программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления.

Содержание является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребёнка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся.

Организационнодеятельностный

Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жёстко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом

Учащиеся являются полноправными организаторами происходящей совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребёнка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект - субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения

Оценочно-аналитический

При анализе и оценке эффективности внимание обращается на объём, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность её изложения, качество её усвоения учащимися.

В качестве критериев оценки результативности выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Виды координационных способностей
Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие КС. Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные КС: - во ...

Семья как фактор формирования личности
Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Развитие – это ...

Формирование основных учебных умений и навыков дошкольников в рамках работы кружка по изобразительному искусству
Для реализации задач нашего исследования был проведен фор­мирующий эксперимент. В нем участвовали дети экспериментальной группы - 20 человек в возрасте 5,5 - 6 лет. Для экспериментальной группы мы предложили специальную программу, на­правленную на развитие ребенка дошкольного возраста в рамках круж ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.2363