Педагогика и образование » Развитие самосознания младших школьников в процессе обучения на основе разработки индивидуальной программы » Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем обучения

Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем обучения

Страница 3

Проанализировав педагогическую литературу, мы выделили основные составляющие традиционного обучения:

Целевые установки:

формирование систематических знаний, овладение основами науки

формирование основ научного мировоззрения

всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика

воспитание сознательных и высокоразвитых людей

Особенности методики

Позиция ученика – он подчиненный объект обучающих воздействий. На уроках между учителем и учащимися практически всегда происходит субъект – объектное взаимодействие.

Учитель – командир, единственное инициативное лицо.

Методы усвоения знаний:

основан на сообщении готовых знаний;

обучение по образцу;

индуктивная логика – от частного к общему;

основан на механической памяти;

основан на репродуктивном изложении;

основан на вербальном изложении.

Взаимодействие учителя и учащихся

Действия учителя

Действия ученика

информирует учащихся о новых знаниях, объясняет;

организует первичное осмысление информации;

организует обобщение информации;

закрепляет изученный материал;

организует применение знаний, оценивает степень усвоения.

восприятие материала;

осмысление, углубленное понимание информации;

ученик обобщает усвоенный материал

применяет полученные знания.

Суть традиционного обучения:

учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия доказательства и истинности

предполагается усвоение и воспроизведение знаний

Достоинства

Недостатки

позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук и образцов способов деятельности

обеспечить прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков

управление процессом усвоения знаний и навыков, предупреждает появление пробелов в знаниях

коллективный характер усвоения позволяет выявить ошибки и устранить их

ориентирован больше на память, чем на мышление

метод мало способствует развитию творчества

в недостаточной степени учитывается индивидуальное восприятие информации

превалирует субъективный стиль отношений между преподавателем и учащимися

Основные компоненты личностно-ориентированного обучения, по мнению Е.Н. Степанова складываются из трёх составляющих данного подхода и, опираясь на её опыт, охарактеризуем их:

Первая составляющая – основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода, по мнению Степановой Е.Н. можно отнести следующие:

индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

сасмоакуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

Я - концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим;

выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Закрепление знания о взаимно-обратных отношениях между числами
Детей 6—7 лет знакомят не только со связями, но и с отношениями между смежными числами (на сколько одно из смежных чисел больше или меньше другого). От упражнений в сравнении численностей множеств предметов, выраженных смежными числами, они переходят к сравнению чисел без опоры на наглядный материа ...

Программа социально-педагогических мероприятий коррекции агрессивного поведения подростков
Данная программа составлена для подростков 12-15 лет. Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Задачи программы: Обучить подростков приёмам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры. С ...

Права работников дошкольного образовательного учреждения
Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право: на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0106