Проанализировав педагогическую литературу, мы выделили основные составляющие традиционного обучения:
Целевые установки:
формирование систематических знаний, овладение основами науки
формирование основ научного мировоззрения
всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика
воспитание сознательных и высокоразвитых людей
Особенности методики
Позиция ученика – он подчиненный объект обучающих воздействий. На уроках между учителем и учащимися практически всегда происходит субъект – объектное взаимодействие.
Учитель – командир, единственное инициативное лицо.
Методы усвоения знаний:
основан на сообщении готовых знаний;
обучение по образцу;
индуктивная логика – от частного к общему;
основан на механической памяти;
основан на репродуктивном изложении;
основан на вербальном изложении.
Взаимодействие учителя и учащихся
Действия учителя |
Действия ученика |
информирует учащихся о новых знаниях, объясняет; организует первичное осмысление информации; организует обобщение информации; закрепляет изученный материал; организует применение знаний, оценивает степень усвоения. |
восприятие материала; осмысление, углубленное понимание информации; ученик обобщает усвоенный материал применяет полученные знания. |
Суть традиционного обучения:
учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия доказательства и истинности
предполагается усвоение и воспроизведение знаний
Достоинства |
Недостатки |
позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук и образцов способов деятельности обеспечить прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков управление процессом усвоения знаний и навыков, предупреждает появление пробелов в знаниях коллективный характер усвоения позволяет выявить ошибки и устранить их |
ориентирован больше на память, чем на мышление метод мало способствует развитию творчества в недостаточной степени учитывается индивидуальное восприятие информации превалирует субъективный стиль отношений между преподавателем и учащимися |
Основные компоненты личностно-ориентированного обучения, по мнению Е.Н. Степанова складываются из трёх составляющих данного подхода и, опираясь на её опыт, охарактеризуем их:
Первая составляющая – основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода, по мнению Степановой Е.Н. можно отнести следующие:
индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
сасмоакуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
Я - концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим;
выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех детей в активную учебную работу, т.к. только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. ...
Российское образование в конце XIX – начале XXI века
С начала 70‑х гг., а в особенности при Александре III, вновь восторжествовала реакция. Школа опять стала сословной. Новый министр, И.Д. Делянов, в 1887 году издал знаменитый циркуляр, где говорилось, что гимназии и прогимназии следует освободить «от поступления в них детей кучеров, лакеев, по ...
Причины детской безнадзорности и беспризорности
В настоящее время существует комплекс сложившихся факторов, детерминирующих появление беспризорности как явления. Безнадзорные и беспризорные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов. Чувство страха, отчаяния у родителей увеличило опасность конфликтов между членами семьи. Критерием ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.