Педагогика и образование » Развитие самосознания младших школьников в процессе обучения на основе разработки индивидуальной программы » Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем обучения

Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем обучения

Страница 5

Можно сделать вывод о том, что использование в педагогической деятельности личностно-ориентированного подхода и традиционного предполагает учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка – усвоение учащимися социального опыта, то есть каких-то знаний, умений и навыков, определённых в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Изображение первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребёнке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально-типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Таким образом, анализируя вышесказанное можно сделать вывод о том, что цель обучения нельзя ограничивать только лишь вооружением учащихся знаниями и способами их приобретения, роль и позицию ученика нельзя сводить к послушанию, нельзя чтобы каждый ученик становился носителем только заранее заданных обществом качеств личности. Главное назначение обучения – ориентировать ребенка на самопознание, на развитие только ему данных природой особенных задатков, на роль активного творца своего развития. Большая роль отводится при этом учителю, он помогает осознать ребенку себя, развивать необходимые для самосознания потребности и установки. Технологии педагогического процесса должны способствовать формированию индивидуального стиля жизни ребенка, приобретению навыков самоорганизации, должны помочь определить подходящий для ребенка тип трудовой деятельности, выбрать оптимальный режим нагрузок, предоставить право и возможность самореализации, формировать культуру отношения к себе, своим возможностям, своему будущему.

Такой путь повышения уровня самосознания школьников требует согласованных действий всех педагогов и администрации школы. Необходима довольно масштабная реорганизация учебного процесса, а это представляет достаточно сложным в большинстве школ, так как помимо личностно-ориентированных программ присутствуют программы традиционного обучения цель которых - формирование систематических знаний, овладение основами науки.

Самосознание это – осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам, переживаниям и мыслям. Оно выражается в смысловой оценке субъективных возможностей, выступающих в качестве основания целесообразных действий и поступков.

Самосознание формируется с раннего детства и должно быть в основном сформировано к юношескому возрасту.

Представления о себе у детей младшего школьного возраста находится на стадии формирования, их образ "Я" характеризуется недостаточной четкостью, дифференцируемостью и разработанностью.

Ведущей формой самосознания в младшем школьном возрасте является самооценка. Она отличается недостаточной адекватностью, имеет тенденцию к завышению или занижению.

Психическое развитие самосознания в условиях школы осуществляется, прежде всего, в процессе социально-значимой, сложноорганизованной, многопредметной деятельности и определяется степенью включенности в нее самого ученика.

Основным способам повышения уровня самосознания младших школьников будет являться по нашему мнению усовершенствование педагогического процесса, в котором будут совмещены элементы традиционной (коллективная работа, работа в группах) и личностно-ориентированной (диалогичность, творчество, ситуации успеха рефлексивные методы, педагогическая поддержка личности, субъект субъектные отношения) программ.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Основные мыслительные операции
Процесс мышления состоит из ряда мыслительных операций и их разных сочетаний; это анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование, конкретизация. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, п ...

Формирование основных учебных умений и навыков дошкольников в рамках работы кружка по изобразительному искусству
Для реализации задач нашего исследования был проведен фор­мирующий эксперимент. В нем участвовали дети экспериментальной группы - 20 человек в возрасте 5,5 - 6 лет. Для экспериментальной группы мы предложили специальную программу, на­правленную на развитие ребенка дошкольного возраста в рамках круж ...

Классификация моделей
Одним из наиболее часто используемых типов информационных моделей является таблица, которая состоит из строк и столбцов. В ней отображен ряд объектов, обладающих наборами свойств. Обычно перечень объектов размещен в ячейках первого столбца таблицы, а значения их свойств – в других столбцах. Дата Ос ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0307