Представляется, что объективная реальность требует от подавляющего большинства стран стремиться к обладанию эффективной (в использовании ресурсов и достижении результата) качественной массовой диверсифицированной системой “пожизненного” образования, которая бы обеспечивала честный доступ для всех, кто имеет необходимые способности и уровень подготовки. Так что сформулированная потребность английского общества справедлива, на наш взгляд, не только в его отношении – она может являться универсальным ориентиром при реформировании высшей школы в развитых и развивающихся странах.
Современный рынок труда в условиях экономики, основанной на знаниях, с каждым годом нуждается во всё большем количестве высококвалифицированной рабочей силы. Подавляющее большинство (80%) рабочих мест, которые возникнут в Англии в первом десятилетии 21 века, будут требовать работников с высшим образованием. В этом контексте необходима экспансия высшего образования, целенаправленная государственная политика, дающая адекватный ответ этому вызову. В то же время опыт Англии демонстрирует нам, что простого увеличения финансирования для создания в вузах дополнительных студенческих мест недостаточно (хотя оно и необходимо). Предпринимаются комплексные меры, цель которых – повысить качество и стандарты обучения в средней школе, а также уровень мотивации у школьников, сделать так, чтобы они хотели учиться в вузе. Важным ресурсом для экспансии считаются дети из семей низко- и неквалифицированных рабочих, в которых нет традиции получения высшего образования. В этом случае меры, направленные на привлечение их в вузы, необходимо предпринимать с самого раннего возраста. Учитывая, что результаты образовательной политики проявляются только спустя 10–15 лет, пока рано судить об её успешности в Англии. Тем не менее, представляется, что усилия, затраченные на экспансию высшего образования, не пропадут даром.
Высшее образование в развитом обществе практически гарантирует трудоустройство. Выпускники вузов в среднем получают более высокие зарплаты, чем работники без высшего образования. Так что его получение является “лучшим путём из бедности”. С самого момента своего прихода к власти лейбористы стали требовать от вузов, чтобы те предпринимали активные шаги в политике по расширению участия. Лейбористы активно пользуются методом “кнута и пряника”, поощряя работу в этом направлении через премии и отказывая вузам, которые в нём не продвигаются, в дополнительном финансировании. Так, согласно Акту о высшем образовании 2004 г., вузы, желающие воспользоваться правом поднимать плату за обучение, должны сначала заключить соглашение с Офисом для честного доступа, в котором указать чёткие цели по привлечению дополнительных студентов из недопредставленных групп. В случае нарушения соглашения, Офис может лишить их этого права. Эффективность политики в этом направлении пока невозможно оценивать из-за отсутствия статистических данных.
В условиях, когда с течением времени усложняется структура общества, его потребности становятся более разнообразными. Так что высшая школа должна успешно реагировать на них и удовлетворять разнообразные запросы общества. В этих условиях крайне важна диверсифицированная высшая школа, в рамках которой вузы исполняют различные миссии и решают разные задачи. На примере Англии видно, что задача государства сегодня заключается не в том, чтобы распределять вузы по категориям и самостоятельно определять для них цели и задачи, а в том, чтобы создавать условия для диверсификации в среде автономных вузов. Именно такой подход позволяет избежать зарегулированности и адекватно реагировать на появление новых запросов и требований в тот же самый момент. Вместе с уважением автономии вузов необходимо их достойное финансирование, причём из разных источников. В ходе реформ государство открыло для вузов новый поток средств – плату за обучение, помогло в развитии новых перспективных курсов и программ обучения (FDs). Кроме того, был взят курс на утверждение престижа в обществе образовательного вуза, что имеет целью повысить привлекательность выбора для вузов в первую очередь образовательной, а не исследовательской миссии. В целом по этому направлению английскую практику можно признать успешной; британская высшая школа достаточно диверсифицирована и существуют условия для поддержания и развития её диверсификации.
Опытно-экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков,
обучающихся в учебных заведениях инновационного типа
Как уже было заявлено в начале нашей работы, изучение ценностных ориентаций не видятся нам конструктивным вне применения культурологического и системно-деятельностного подходов. На основании этого мы считаем необходимым проведением опытно- экспериментальной работы в одной из школ города Тулы- муниц ...
Виды проблемного обучения
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении ...
Технология организации обучения информатике учащихся 5–6
классов с помощью игр
В данной главе рассматривается технология организации обучения информатике учащихся с помощью игр, основные игровые элементы, применяемые на уроках информатике. Приводятся фрагменты урока с использованием игровых элементов. Проводится опытно–экспериментальная работа по использованию игр в обучение ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.