Формально образование белковой макромолекулы можно представить как реакцию поликонденсации a-аминокислот :
При взаимодействии двух молекул a-аминокислот происходит реакция между аминогруппой одной молекулы и карбоксильной группы - другой. Это приводит к образованию дипептида.
Из трех молекул a-аминокислот (глицин+аланин+глицин) образуется трипептид: H2N-CH2CO-NH-CH(CH3)-CO-NH-CH2COOH
Аналогично происходит образование тетра-, пента- и полипептидов. Молекулярные массы различных белков составляют от 10 000 до нескольких миллионов. Макромолекулы белков имеют стеререгулярное строение, исключительно важное для проявления ими определенных биологических свойств.
Несмотря на многочисленность белков, в их состав входят остатки лишь 22 a-аминокислот.
Функции белков в природе универсальны:
каталитические (ферменты);
регуляторные (гормоны);
структурные (кератин шерсти, фиброин шелка, коллаген);
двигательные (актин, миозин);
транспортные (гемоглобин);
запасные (казеин, яичный альбумин);
защитные (иммуноглобулины) и т.д.
Разнообразные функции белков определяются a-аминокислотным составом и строением их высокоорганизованных макромолекул. Выделяют 4 уровня структурной организации белков [57 60].
|
Первичная структура – определенная последовательность a-аминокислотных остатков в полипептидной цепи. |
| |
|
|
Вторичная структура - конформация полипептидной цепи, закрепленная множеством водородных связей между группами N-H и С=О. Одна из моделей вторичной структуры - a-спираль, обусловленная кооперативными внутримолекулярными Н-связями. Другая модель - b-форма ("складчатый лист"), в которой преобладают межцепные (межмолекулярные) Н-связи. | |
|
Третичная структура – форма закрученной спирали в пространстве, образованная главным образом за счет дисульфидных мостиков -S-S-, водородных связей, гидрофобных и ионных взаимодействий. |
| |
|
|
Четвертичная структура - агрегаты нескольких белковых макромолекул (белковые комплексы), образованные за счет взаимодействия разных полипептидных цепей | |
Нуклеиновые кислоты
Нуклеиновые кислоты – это биополимеры, макромолекулы которых состоят из многократно повторяющихся звеньев – нуклеотидов. Поэтому их называют также полинуклеотидами. В состав нуклеотида входят три части:
Анализ предметной системы обучения и необходимость ее модернизации на
основании интегрирования предметов
Сегодня главной в образовании является предметная система обучения. Если посмотреть на источники ее создания, то можно увидеть, что она создана в начале интенсивного развития и дифференциации наук, быстрого увеличения знаний в разных областях человеческой деятельности. Дифференциация наук привела к ...
Значение строительных игр для развития детей старшего дошкольного возраста
В строительных играх детей старшей группы происходят существенные изменения, отличающие их от игр детей младшей и средней групп. Игры детей шестого года жизни отличаются более широкими и разнообразными замыслами. В процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализац ...
Коллектив и личность
Вопрос об отношениях коллектива и личности — один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий вопрос о формировании личности ученика, через воздействие на коллектив, в отечественной педагогическо ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.