Педагогика и образование » Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения » Работа над текстами художественных произведений

Работа над текстами художественных произведений

Страница 2

- внеклассное чтение представляет собой вид познавательной деятельности, который направлен на самообразование, развитие и воспитание учащихся.

Экспериментальная методическая система включала в себя:

1. Выбор учебных тем, который определялся наличием соответствующей по содержанию художественных текстов и в таком планировании работы, чтобы развитие качеств навыка чтения велась одновременно и регулярно.

2. Охват разных форм организации учебной деятельности учащихся.

3. Преднамеренное включение в учебный процесс методических приемов, обеспечивающих стремление ребенка к чтению книг.

4. Использование в качестве дополнительной научно-популярной и научно-художественной литературы.

При выборе литературы для дополнительного чтения учитывались следующие факторы:

- связь уроков по классному чтению с содержанием программы по внеклассному чтению, что обеспечивало возможность оперировать дополнительной информацией непосредственно на уроках;

- возможности использования этой информации для раскрытия причинно-следственных связей;

- показ практического использования данной научной, научно-познавательной, нравственно-эмоциональной информации;

- возможности применения этих сведений в непосредственной практической читательской деятельности ребенка;

- доступность изложения и языка произведений данному возрасту учащихся.

Сущностной характеристикой нашей методической системы является побуждение детей к деятельности, направленной на овладение навыками полноценного чтения, новыми умениями. Последние вызывают в ученике активный поиск путей решения проблем, удовлетворения возникшего интереса в каждом конкретном случае в чтении художественной, научно-популярной и научно-художественной литературы.

Исследуя осознанное восприятие текста младшими школьниками как одного из показателей сознательного чтения, мы исходили из того, что принцип развивающего обучения предполагает наряду с развитием всех психических процессов и развитие личности в целом.

Высокие требования предъявляются к уровню эмоционально-нравственного развития личности младшего школьника. Формирование нравственной сферы начинается с первых лет жизни ребенка. Но целенаправленный характер получает этот процесс в школьные годы. И, по мнению Л.И. Божович, наиболее сензитивным в этом плане является младший школьный возраст в силу своей повышенной восприимчивости, доверчивости, подражательности, непосредственности в поведении.

Кроме этого субъективного фактора, возрастных особенностей маленького школьника, представляющего собой благодатную почву для нравственного развития, нужно выделить и один из объективных факторов — уроки классного и внеклассного чтения. Чтение представляет собой новый источник познания в этом возрасте окружающего мира.

Известно, что художественная литература имеет большое значение в процессе нравственного формирования личности. «Более емкого хранилища нравственного опыта, чем художественная литература, мне думается, у людей пока нет .»,— так справедливо отметил в своей статье «Совесть за партой» писатель Владимир Тендряков.

Мы учитывали и то, что учебный материал — это объекты (факты, явления, процессы), изучая которые каждый ребенок под руководством учителя познает окружающий мир и самого себя, а самое главное – приобретает жизненно необходимые умения и навыки. Уроки чтения для младших школьников – это своеобразное окно в мир, в область человеческих отношений.

Разрабатывая методику проведения уроков литературного чтения, мы понимали, что задачи, стоящие перед учителем на уроках чтения, многообразны. Здесь и формирование интереса к чтению, и развитие и совершенствование навыка чтения, и обучение навыкам культуры речи и грамоте письма, и расширение словарного запаса ребенка, и развитие памяти и т.д. и т.п. Кроме того, уроки чтения должны быть использованы учителем и как источник познания, нравственного просвещения, там, где есть для этого хоть малейшая возможность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Модульный принцип построения учебного плана
Учебный план является основным документом процесса обучения. Но учебный план не является только набором дисциплин, которые должны быть изучены за определенный отрезок времени. Все учебные дисциплины, входящие в план, связаны между собой, то есть в более поздних по времени изучения дисциплинах испол ...

Индивидуальная работа при использовании метода сказкотерапии
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя ...

Общественное воспитание
Англичанам присущ практический подход к морально-этическим проблемам. Другими словами, им свойственно вкладывать сугубо практический смысл и в такие вопросы, которые у других народов рассматриваются только в духовном плане. Школа, религия, правосудие - все эти силы делают в Британии упор на поведен ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0079