Педагогика и образование » Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения » Работа над текстами художественных произведений

Работа над текстами художественных произведений

Страница 6

— А вы поверили Кукушке и Петуху? Почему вы не поверили, что они замечательные певцы?

— Не поверил, потому что они неправдиво говорили. Видно, что они лгут. На самом деле они не так уж красиво и поют.

— Как же они поют на самом деле? (Включается грамзапись.)

— А кто слышал пение соловья? (Опять включается грамзапись.)

Учитель подводит итог работе:

— Какова главная мысль басни?

При сообщении новой темы учитель рассказывает о разных персонажах басен И.А. Крылова, вместе с учениками вспоминает басни, прочитанные в I и во II классе. Затем учитель предлагает детям прочитать трудные слова, помещенные на плакате, попытаться объяснить их значение (пленить, вещунья, плут) и только после этого переходит к чтению новой басни.

Учитель читает так, чтобы передать иронию автора, показать льстивость речи Лисицы и насмешку над глупостью Вороны. Закончив выразительное чтение, учитель обращается к классу с вопросами:

— Что понравилось? Что показалось смешным?

Дети отвечают: «Смешным показалось то, что Ворону называют красавицей»; «Смешно, как она «каркнула во все воронье горло».

Перед чтением текста учащимися про себя учитель конкретизирует задание:

— Будем учиться читать басню и подумаем над тем, какова ее главная мысль. После самостоятельного чтения (чтения «про себя») проводится чтение вслух.

Далее следует настоящий литературный анализ басни:

— Как вы понимаете выражение «Уж сколько раз твердили миру»? Как можно сказать по другому? (Говорили много раз, а все равно не понимают, где лесть, а где правда.)

— Как понимаете выражение «взгромоздясь»? (Тяжело села, некрасиво уселась, развалилась, неуклюже села.) Прочитайте эти строки еще раз. Что звучит в голосе наших ребят? (Недовольство Вороной. Мы видим, какая она некрасивая и неуклюжая.)

— Как хвалит Лисица Ворону? Вы поверили Лисице? Почему? (Не поверили, потому что мы слышали, как «поет» Ворона: громко, некрасиво, неприятно, можно испугаться ее «пения». Ворона в басне некрасивая, неуклюжая, взъерошенная.)

— Прочитайте следующие строчки. Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»? (Как бы перестала дышать, задохнулась от радости.)

— Какой вы представляете себе Ворону? (Глупой, некрасивой, неуклюжей.)

— Кого нам будут напоминать люди, которые любят, когда их напрасно, незаслуженно хвалят?

Завершая разбор, учитель предлагает детям прочитать всю басню и постараться передать в чтении свое отношение к ее героям. Учитель говорит:

— Представьте себе, что это не автор, а вы сами произносите все эти слова. Попробуйте рассказать об этом слушателям.

После чтения зачитываются слова, в которых выражена главная мысль басни — Кукушка хвалит Петуха за то, что Петух хвалит Кукушку.

Затем учитель предлагает прослушать чтение этой басни в исполнении артиста и ответить на вопросы:

— Что понравилось в его чтении? Какие строчки запомнились?

Дети говорят о том, что чтение очень понравилось, потому что артист смеялся над Вороной, хитро читал за Лисицу.

— Какой порок высмеивал артист вместе с автором? (Глупость.)

Учитель дает задание прочитать басню еще раз, причем постараться прочитать так, чтобы было видно отношение чтеца и к Вороне, и к Лисице.

Затем отрабатывается чтение выражения «ворона каркнула во все воронье горло» и предлагается задание:

— Прочитать четко и ясно, усиливая голос на звуке [Р].

— А теперь прочитайте так, как будто вы насмехаетесь над ней, — просит учитель.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Роль игры в развитии личности умственно отсталого ребенка
Длительное время в России дети с умственной отсталостью находились в ведении Министерства социального обеспечения. По сути дела, забота о них сводилась к поддержанию их физического существования. Однако в последние годы ситуация изменилась: возник интерес к воспитанию, обучению и развитию детей с и ...

Развитие геометрии как школьного предмета
Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала ее не познать. Леонардо да Винчи Ушедший век многое привнес в теорию и методику обучения и воспитания учащихся в процесс их ...

Духовность как нравственная основа личности
Если проанализировать и подытожить суждения, мнения, высказывания о личности, "рассыпанные" по трудам, статьям, заметкам К.Д. Ушинского, то вполне закономерным и обоснованным будет вывод, что доминантной чертой личности он считал целостность духовно-нравственных, волевых, интеллектуальных ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0098