Педагогика и образование » Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения » Работа над текстами художественных произведений

Работа над текстами художественных произведений

Страница 5

1) адекватность приписываемых эмоциональных переживаний;

2) интенсивность эмоциональных переживаний.

В данной работе мы остановимся лишь на различии по первому критерию.

В данном случае маленькие школьники показывают знаки нравственного принципа честности, но переживание вины при нарушении этого принципа еще недостаточно осознается ими.

Поэтому в процессе чтения и анализа необходимо обращать внимание детей на переживания литературных героев, там же, где переживания не описаны, предоставить детям возможность самим определить, что чувствует герой в этот момент, какое у него настроение.

Такой прием, во-первых, улучшает восприятие рассказа, пробуждает интерес не только к тому, что произошло, но и заставляет юных читателей задуматься над нравственной ситуацией, ее последствиями для других людей.

Во-вторых, это есть один из возможных путей развития выразительности чтения, ибо, определяя эмоциональное состояние литературного героя, дети в некоторой степени прослеживают собственные возможные переживания, а читая описание эмоциональных состояний, соотносят опыт собственных переживаний в подобной ситуации.

В обоих случаях активизируются качества чтения, что способствует их развитию. Восприятие рассказа, обогащенное сопереживанием младшего школьника действующим лицам, должно, кроме того, формировать у него интерес к чтению литературных произведений с нравственной тематикой.

В соответствии с умением выделить нравственную ситуацию маленьким школьником и степенью адекватности эмоциональных состояний, которые он приписывает литературным героям, нами были определены 3 группы испытуемых.

Первая группа — выделяют нравственную ситуацию рассказа и приписывают литературному герою адекватную эмоцию в данной ситуации.

Вторая группа — выделяют нравственную ситуацию, не приписывают неадекватную эмоцию.

Третья группа — не умеют выделить нравственную ситуацию, соответственно, приписывают литературному герою неадекватную эмоцию.

Знание этих групп учителем и воспитателем позволит определить различные пути воздействия на личность маленького школьника в процессе формирования его нравственной сферы через чтение художественных произведений.

При предъявлении любого произведения необходимо выявлять, как умение выделить школьниками нравственно-эмоциональную ситуацию, так и способность маленьких читателей «видеть» эмоции персонажей, сопереживать им, чтобы передать их в процессе чтения.

Дети с помощью учителя использовали ситуационную игру, которая вырабатывает характерные особенности мелодического рисунка, а учитель контролировал умение учащихся четко передавать поставленную при чтении задачу.

Например, при работе над басней «Кукушка и Петух» (это следующий урок литературного чтения) учащиеся отвечали на вопросы:

— Какова главная мысль басни? Как вы понимаете слово лесть? За что хвалили друг друга Кукушка и Петух?

После этого ученики читали басню наизусть по ролям. Перед чтением учитель постоянно напоминает детям:

— Какими вы представляете себе главных героев? Они вам нравятся? Каким тоном они хвалят друг друга? Правдиво ли это? Постарайтесь при чтении показать, насколько они неискренни.

Каждый ответ комментируется учащимися, затем — учителем.

Чтение по ролям переходит в драматизацию, в представление. Чтецы обращаются друг к другу и стараются выполнить задачу: кто кого «перехвалит».

Слушатели в это время обдумывают вопросы учителя и отвечают на них после чтецов:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Растения: разновидности и уход
В уголке живой природы хорошо приживаются обитатели тропических лесов и болот: бегония, бальзамин, фикус, традесканция; выносливые растения пустынь: амариллис, кливия, кринум, алоэ, филлокактус, хлорофитум; некоторые субтропические: герань, аспидистра. Эти комнатные растения украшают помещения и в ...

Понятие трудолюбия
К. Маркс писал; «Труд – есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью посредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чт ...

Индивидуально – дифференцированный подход на основе состояния здоровья детей
На основе состояния здоровья дети делятся по медицинским группам, что способствует определению для каждой из них оптимальной физической нагрузки и условий физического воспитания. Первую группу здоровья составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма. Ко второй ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0235