Педагогика и образование » Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения » Работа над текстами художественных произведений

Работа над текстами художественных произведений

Страница 7

В конце урока дети читают басню у доски по ролям. Учитель предлагает определить тон чтения и ответить, почему именно так надо читать слова героев. В завершении урока ученики хором читают мораль басни.

На этом уроке присутствовали директора школ и завучи начальных классов. Все они отметили, что все дети хорошо читают, каждый живет своей ролью, читает правдиво, осмысленно. Такое чтение было возможно потому, что учитель сосредоточил все свое внимание на том, чтобы дети полнее и глубже усвоили то, что обозначено словом, чтобы слова не оставались для них пустым звуком.

Чтение явилось выражением детской непосредственности, наивной веры, оно было исполнительским, живым и правдивым, более чем выразительным в школьном понимании.

Учитель не сводил всю беседу к словотолкованию, главная ее задача состояла в разъяснении смысла басни, в том, чтобы дети поняли значение слов и выражений, которыми пользуется автор-баснописец. Работа была направлена на углубленное понимание детьми басенного жанра эпического произведения, на целостное восприятие текста басни. Такой урок, вне всякого сомнения, имел большую нравственную и эстетическую ценность, был направлен на развитие логического и образного мышления, речи детей, на формирование умения читать тексты литературных произведений выразительно, следовательно, и осознанно.

С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

Однако в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, потому что у ребёнка ещё не большой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки.

Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время. Эти вопросы должны стоять перед учителем начальных классов, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения.

Учитель ставит перед собой задачу воспитать не просто читателя, а эмоционально отзывчивого читателя, умеющего сопереживать, активизировать свои чувства. Переживание нравственных ситуаций, как известно, способствует превращению нравственных знаний в нравственные убеждения, которые определяют направленность действий, поведение личности.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Психолингвист Леонтьев А.А. считает, что на занятиях литературного чтения можно использовать различные методы и формы работы, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. Непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес, развивает воображение и фантазию, способствует эмоциональной отзывчивости. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Педагогическая целесообразность проведения концертных выступлений хореографического коллектива и их организация
Концертное выступление – ответственнейший момент в жизни хореографического коллектива. Оно является качественным показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы художественного руководителя и самих участников коллектива. По выступлению судят о сильных и слабых сторонах их ...

Общая характеристика дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Повышается дифференцированно ...

Теория свободного воспитания и метод естественных последствий по работе Ж.Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»
Роман "Эмиль" отразил общие взгляды Руссо на мир. Автор критически освоил и переработал достижения французской педагогики и педагогической мысли европейской цивилизации, начиная с Античности и кончая эпохой Просвещения. В "Эмиле" Руссо подверг критике существовавшую практику орг ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0103