Педагогика и образование » Развитие творческого воображения младшего школьника с нарушением слуха » Воображение как психический процесс. Творческое воображение

Воображение как психический процесс. Творческое воображение

Страница 3

Рассматривая процесс создания образов воображения, исследователи говорят o двух механизмах, лежащих в его основе. Один был определен как «механизм обесценивания», иногда его еще называют «аксиоматизацией» В процессе творческого воображения человек устраняет побочные подробности, выбрасывает балласт. О необходимости «исчезновения» некоторой части знания как важном условии творчества говорил Спирмен, отмечая, что путем изъятия неподходящих черт можно только увеличить выразительность художественного произведения.

Второй механизм воображения – гипераксиоматизация, представляет собой стабилизацию, выделение определенных качеств. Его можно объяснит, используя понятие доминанты, введенное А.А. Ухтомским, который отмечал, что в высшей психической жизни источником «предубеждения», «галлюцинаций», а также «руководящей идеи» ученого может служить инертность господствующего возбуждения (доминанта переживаемого компонента). Эта доминанта содействует сцеплению фактов в единый опыт. Мысль Ухтомского продолжил Н. Винер, создатель кибернетики. Он также отмечал, что механизм, ограничивающий обратные связи, выполняет определенную стабилизирующую в разных сферах, в том числе и в явлениях фантазии. Эта функция осуществляется механизмом гипераксиоматизации.

Обе эти закономерности воображения могут быть причинами как позитивных, так и негативных явлений при создании образов воображения.

Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Отмечается что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, что дети с задержкой речевого развития оказываются отстающими и в развитии мышления, и в развитии воображения. Дети, речевое развитие которых идет с отклонением от нормы, также оказываюся с чрезвычайно бедными формами воображения.

Благодаря развитию речи, а в связи с этим и развитию понятийного мышления, воображение детей притерпевает существенное изменение, оно освобождается от чисто конкретных, образных компонентов и приобретает ряд элементов абстрактного мышления.

Таким образом, анализ психологической и педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях процесса воображения в норме:

воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания;

специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действиельность как возможность, вероятность, путем переконструирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде;

воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику;

деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельностью человека; прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;

деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации; процесс воображения, его богатство, сила, содержательность, обусловлены прошлым опытом личности, опираются на него;

воображение находится в отношениях тесной связи и взаимосвязи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Сравнительная характеристика лексической стороны речи детей 5 – 6 лет со стертой дизартрией и без речевых нарушений
Сравнительный анализ итогов диагностики детей экспериментальной и контрольной групп показал, что имеются как количественные, так и качественные различия в развитии лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией и детей без речевых нарушений. Уровень лексического развития у детей без патолог ...

Методика проведения дискуссии на уроке у старшеклассников
Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. В любом сл ...

Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
Общие вопросы полоролевого воспитания являются неотъемлемой частью всех видов деятельности детей-дошкольников, начиная с группы раннего возраста, в том числе они являются и частью разных занятий с детьми - по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию математических представлений, ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0287