Система образования – обязательный элемент современного общества. В настоящее время возрос социальный интерес к проблемам образования, в том числе к определению понятия «образование».
Так, государство понимает под образованием целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В педагогической науке принято рассматривать образование как:
процесс - это освоение в образовательных учреждениях, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;
результат - это достигнутый уровень в освоении знаний, умений и навыков, опыта деятельности и отношений;
система - это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
В социологии под образованием понимается:
социальный институт;
определенный вид деятельности;
ценность.
Процесс образования рассматривается различными науками. И у каждой науки свой подход. Например:
социальная философия исследует образование как специфическое общественное явление, возникающее и развивающееся во взаимодействии общественного бытия и общественного сознания;
педагогика – как специфический образовательный и воспитательный процесс;
экономика – как отрасль экономики, объединяющая учреждения и предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров;
социология - рассматривает образование как специфический социальный институт, как специфическую деятельность и ценность.
Вопросы процесса образования в социологии рассматривает такая отраслевая наука, как социология образования. Социология образования – самостоятельная отрасль социологического знания, предметом которой является система образования.
В рамках социологической науки выделяются 3 группы подходов к образованию:
Институциональный подход – он разработан Ф.Р. Филипповым, В.Н. Турченко и др. В данном подходе образование исследуется как социальный институт, его функции и взаимодействие с обществом, прежде всего с социальной структурой.
Деятельностный подход – разработан В.Н. Шубкиным и др. Образование исследуется как сфера социальной активности индивидуума и социальных групп, прежде всего молодежи, как особую деятельность всех социальных субъектов, связанных с образованием.
Социокультурный подход – разработали Л.Н. Коган, В.Я. Нечаев, Л.Я. Рубина и др. Образование представляется как ценность, благо, как капитал. Освоение культурных ценностей в процессе учения рассматривается как вид социокультурной деятельности.
При любом подходе к образованию выделяют функции образования. Существует много классификаций данного вопроса. Остановимся на классификации Шереги Ф.Э., Харчевой В.Г. и Серикова В.В.
Функции образования.
Передача знаний от поколения к поколению и распространение культуры – посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, научных знаний, достижений в области искусства, моральных ценностей и норм, правил поведения, социального опыта.
Понятия и сущность оценки
результатов обучения в компетентностно-ориентированном образовании
В связи с тем, что в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, направленность системы отечественного образования изменилась. Был взят курс на модернизацию этой важной для общества системы. На протяжении большей части советского периода российского образования его компетентнос ...
Особенности
формирования знаний об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта
Клинико-психологическое изучение выявило большое количество фактов, которые свидетельствуют о том, что дети с нарушением интеллекта иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают мир и функционируют в нем: неадекватно, не критично, часто инфантильно. Детям с выраженными нарушениями ...
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2006 – 2010 годы»
Данная программа является продолжением аналогичной программы, рассчитанной на 2001 – 2005 годы. Данная программа исходит из того, что в процессе реализации программы 2001 – 2005 года сложились основы гражданско-патриотического воспитания в РФ. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.