Педагогика и образование » Востребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов города Асбеста » Система образования в современной России

Система образования в современной России

Страница 1

Система образования – обязательный элемент современного общества. В настоящее время возрос социальный интерес к проблемам образования, в том числе к определению понятия «образование».

Так, государство понимает под образованием целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В педагогической науке принято рассматривать образование как:

процесс - это освоение в образовательных учреждениях, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;

результат - это достигнутый уровень в освоении знаний, умений и навыков, опыта деятельности и отношений;

система - это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

В социологии под образованием понимается:

социальный институт;

определенный вид деятельности;

ценность.

Процесс образования рассматривается различными науками. И у каждой науки свой подход. Например:

социальная философия исследует образование как специфическое общественное явление, возникающее и развивающееся во взаимодействии общественного бытия и общественного сознания;

педагогика – как специфический образовательный и воспитательный процесс;

экономика – как отрасль экономики, объединяющая учреждения и предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров;

социология - рассматривает образование как специфический социальный институт, как специфическую деятельность и ценность.

Вопросы процесса образования в социологии рассматривает такая отраслевая наука, как социология образования. Социология образования – самостоятельная отрасль социологического знания, предметом которой является система образования.

В рамках социологической науки выделяются 3 группы подходов к образованию:

Институциональный подход – он разработан Ф.Р. Филипповым, В.Н. Турченко и др. В данном подходе образование исследуется как социальный институт, его функции и взаимодействие с обществом, прежде всего с социальной структурой.

Деятельностный подход – разработан В.Н. Шубкиным и др. Образование исследуется как сфера социальной активности индивидуума и социальных групп, прежде всего молодежи, как особую деятельность всех социальных субъектов, связанных с образованием.

Социокультурный подход – разработали Л.Н. Коган, В.Я. Нечаев, Л.Я. Рубина и др. Образование представляется как ценность, благо, как капитал. Освоение культурных ценностей в процессе учения рассматривается как вид социокультурной деятельности.

При любом подходе к образованию выделяют функции образования. Существует много классификаций данного вопроса. Остановимся на классификации Шереги Ф.Э., Харчевой В.Г. и Серикова В.В.

Функции образования.

Передача знаний от поколения к поколению и распространение культуры – посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, научных знаний, достижений в области искусства, моральных ценностей и норм, правил поведения, социального опыта.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Особенности нетрадиционных форм урока английского языка в начальной школе
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поко ...

Этапы педагогической деятельности Л.Н. Толстого
Деятельность на ниве народного просвещения составила заметный отрезок жизни великого русского писателя и философа. Эта деятельность сложилась из нескольких этапов: 1859-1861 гг., 1861-1862 гг., 1872-1874 гг. и два последних десятилетия жизни. В течение 1859-1862 гг. Толстой заботится об учрежденной ...

Характеристика грамматического навыка
В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из самых актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, за ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0225