Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Страница 1

На следующем этапе опытно-экспериментальной работы нами был проведен формирующий эксперимент, разработанный на основе выделенных в гипотезе педагогических условий, способствующих формированию экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста при изучении окружающего мира.

На данном этапе решались две взаимосвязанные задачи:

Реализация в учебном процессе системы выделенных педагогических условий.

Выявление эффективности их влияния на формирование экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста при изучении окружающего мира.

В эксперименте были выделены следующие педагогические условия по эффективности формирования экологических знаний при изучении окружающего мира:

использование на уроках окружающего мира творческих заданий экологического содержания;

использование интегрированных уроков с уроками окружающего мира;

установление связи содержания внеклассной работы и уроков окружающего мира.

Одним из условий формирования экологических знаний при изучении окружающего мира являлось использование на уроках окружающего мира творческих заданий экологического содержания. Для этого детям помогли уже имеющиеся знания. На основе старых знаний формировались новые знания Данное условие реализовывалось на протяжении всего формирующего этапа эксперимента.

Покажем на конкретных примерах, как строилась наша работа.

Так, на уроке окружающего мира «Зона степей» учащимся после прослушивания сообщения «экологов» (см. прил. №6) предлагалась следующее задание: «Подумайте: если б я был экологом, я бы сделал для степи…. Запишите план своих действий». Данное задание предлагалось на этапе изучения нового материала.

Дети предлагали различные планы действий. Если обобщить все планы, то можно вывести общий:

1. Создание охраняемых степей.

2. Охрана животных леса.

3. Создание питомников.

4. Уменьшение распашки степей.

Кристина К. с высоким уровнем сформированности экологических знаний предложила способствовать расселению растений зоны степей. Далее детям был задан вопрос: «А как мы можем способствовать расселению растений?» Ответы детей были различными. Так Оля П. предложила не распахивать земли под культурные растения, либо расселять дикорастущие растения с помощью семян.

После этого обсуждения детям предлагалось послушать сообщение биологов о том, как растения приспособились к жизни в степи. (Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Листья у растений в степи узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).

Далее был задан вопрос: «С помощью чего еще расселяются растения в степи?» Дети сразу ответили, что с помощью луковиц.

Выслушивая планы действий, дети в своих планах делали коррективы. Таким образом, дети с низким уровнем сформированности экологических знаний могли расширить свои знания.

В целом, дети были сосредоточены и увлечены работой, что способствовало формированию экологических знаний по содержательной линии «Экосистемы элементарные», а именно разнообразие растений зоны степей и способы их расселения. Они не просто прослушали сообщение, а могли проявить творчество и сформировать новые знания при общем обсуждении.

В конце урока детям был предложен тест, где они могли применить полученные экологические знания в творческом задании, тем самым закрепить их еще раз.

Приведем образец задания теста:

1. Зона степей расположена . на нашей страны:

а) севере б) востоке в) юге

2. На карте природных зон зона степей закрашена . цветом:

а) розовым б) зелёным в) жёлтым г) коричневым

3. Характерный признак зоны степей - это .

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся .

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

б) журавли-красавки, дрофы;

в) ястребы, кедровки, сойки.

5. Для растений степи характерны: .

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки;

в) корни луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стели и такие же листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: а) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Спецификация народного воспитания в России: историко-педагогический аспект
Исследования проблемы народного воспитания современными учеными дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народ ...

Особенности деятельности социального педагога в условиях сельской общеобразовательной школы
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Эт ...

Взаимодействие школы и семьи
Взаимодействие школы и семьи. ♦ Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса соц ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru