В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении. Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность — путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.
Как же проникнуть в эту волшебную страну по имени Театр? Как соединить друг с другом театральные системы и Детство? Чем вообще должны быть театральные занятия для их юных участников — началом пути в профессию, путешествием по различным художественным эпохам, расширением кругозора, а может быть, просто разумным и увлекательным отдыхом?
Театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких "предлагаемых обстоятельств" может выступать и пространство учебного предмета, пространство темы занятия, пространство текста. Каждая из трех областей культуры - наука, искусство, реальная жизнь - это те же "предлагаемые обстоятельства".
Задача педагога - помочь ребенку овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них. И здесь во многом помогает художественная самодеятельность. Грани детской художественной самодеятельности нельзя изолировать друг от друга. Их единство делает художественную самодеятельность важным элементом эстетической организации всей детской жизни. Художественная самодеятельность, развивая и углубляя эстетическое отношение ребенка к действительности, готовит почву для более тонкого понимания искусства, эмоционально более богатого переживания заложенных в художественных творениях идей. На фоне широко развернутой художественной самодеятельности в значительной мере повышается воспитательная эффективность самых различных разнообразных форм эстетического просвещения, широко используемых в школе.
Воспитание школьников начальных классов нуждается в театре как источнике духовного обогащения, развитие зрительской культуры требуют систематического и последовательного накопления опыта театральных впечатлений, опыта их осмысления.
Таким образом использование театрального искусства в системе эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы должно строится с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Идет ли речь о требованиях к художественному вкусу, эстетическим суждениям, нравственно-эстетическому идеалу, который должен быть свойствен младшему школьнику, подростку, юноше, или о характере, жанрах и критериях оценки творческой, в том числе художественно-творческой, деятельности, — каждый раз оптимальное требование и решение проблемы должно быть соотнесено с возрастными возможностями ребенка.
Анализ современного состояния социальной педагогики
Социальная педагогика в своём развитии прошла огромный путь. И её современное состояние на прямую зависит от исторических корней. И мы считаем, что необходимо провести анализ современного состояния социальной педагогики. Мы выдели следующие критерии анализа современного состояния социальной педагог ...
Методика проведения музыкально-дидактической игры и драматизации на уроке
музыки
1 Класс. Музыкальная кисть. Цель игры — развитие музыкально-слуховых представлений музыканта, играющего на инструменте (средний регистр) и музыкальной формы школьников. Дидактический материал: кисти для рисования или ручка с пером. Музыкальный репертуар: Песня венецианского гондольера Ф. Мендельсон ...
Психологические закономерности формирования орфографической грамотности у
учащихся
Для успешного обучения мало вооружиться одной лингвистической теорией. Чтобы усвоить правила грамотного письма, ими надо владеть как инструментом, как способом действия. В педагогической литературе устоявшимся является положение . о том, что «школьный учебный предмет не является сокращенной и упро ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.