Таким, образом мы можем с полным правом говорить о том, что занятия по ручному труду способствуют воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Представленная работа посвящена актуальной проблеме воспитания самостоятельности дошкольников.
«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», – говорила М. Монтессори. Тезис о необходимости воспитания самостоятельности выглядит для большинства современных педагогов банальностью, и проблема состоит в методах такого воспитания.
В теоретической части работы, на основе анализа литературы по теме исследования, рассматриваются различные аспекты формирования самостоятельности дошкольников, рассматривается самостоятельность как качество ума и личности детей; развитие самостоятельности в трудовой деятельности и педагогические условия развития самостоятельности посредством ручного труда.
Анализ литературы показал, что компонентами самостоятельности дошкольников выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Развитие самостоятельности в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности, в том числе трудовой. В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
На основе изучения педагогической, психологической и методической литературы нами была выдвинута гипотеза о том, что процесс воспитания самостоятельности старших дошкольников в процессе ручного труда будет эффективным, если:
- будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей;
- будет создаваться ситуация успеха, которая позволит выработать уверенность в себе.
С помощью данных полученных в результате проведения практического исследования, мы убедились в недостаточной сформированности самостоятельности дошкольников в процессе ручного труда и необходимости проведения развивающей работы. Нами был разработан комплекс занятий по ручному труду, рассчитанный на 4 месяца, с целью воспитания самостоятельности у дошкольников.
Данные контрольного эксперимента показали, что проведённая работа оказалась эффективной: сформированы элементарные трудовые навыки; произошло повышение уровня развития самостоятельности дошкольников и её компонентов. Гипотеза исследования подтвердилась.
Разработанный комплекс занятий по ручному труду в дальнейшем может дополняться и использоваться в работе педагогов ДОУ, что повлечет за собой развитие самостоятельности детей дошкольного возраста.
Понятия «умственное развитие» и «умственное
воспитание»
Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказы ...
Диагностическое направление
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. К настоящему времени разработан комплекс методик для оценки психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе. Описа ...
Коммуникативная цель обучения иностранному языку на начальном этапе
Раскрытие коммуникативной цели обучения начнем с рассмотрения специфики учебного предмета «иностранный язык». В чем же заключается специфика этого предмета? Она заключается в том, что, во-первых, язык — будь то родной или иностранный — служит средством общения, средством приема и передачи информ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.