Развитие мотивации к учению в современной школе строится на достижении успеха. Это требует создания особой учебной программы с градацией сложности задач, времени усвоения, особого стиля взаимодействия учителя и ученика на уроке. Технология развития мотива достижения достаточно полно представлена в компьютерных играх:
В них существует серия заданий различной сложности, которые можно выбирать;
Ребёнок получает ясную информацию о результате своей деятельности, может оценить качество выполнения задания (обратная связь);
Сложность заданий такова, что успех возможен только при определённых усилиях, часто – на грани возможностей.
Играющий ребёнок воспринимает всю ответственность за ситуацию.
Попробуем перенести эти особенности компьютерных игр на процесс обучения в классе (табл. 3).
Таблица 3
Условия развития мотива, созданные в компьютерных играх |
Условия развития мотива, которые можно создать в процессе обучения |
Несколько уровней сложности игры |
Программа обучения с усложняющимся спектром задач |
В конце игры чёткая обратная связь – победил или проиграл |
Серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах |
Нравится игра, в которой есть шанс выиграть, стоит только приложить усилия |
Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилием, но иногда возможна и неудача |
Ребёнок сам выбирает игру. Он постоянно ощущает, что всё зависит от него и определяется его усилиями, он полностью ответствен за ситуацию |
Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным (аргументированно) вариантом, сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы её достижения |
На уроках учитель активно влияет на мотивацию учеников. Немецкий психолог Х. Хекхаузен описывает способы, которыми можно развивать мотивацию достижения успеха.
Таким образом, понимание мотива достижения как повышение самооценки определяет главные точки приложения сил учителя для развития мотива достижения у ребят:
Помочь им обрести реалистический уровень притязаний,
Развивать ответственность (искать причины происходящего в себе),
Поддерживать уверенность ученика в своих силах(вырабатывать позитивную самооценку).
Благоприятное сочетание этих факторов возможно только при использовании индивидуальных норм оценивания.
При обсуждении технологии развития мотива достижения у учителей возникает резонный вопрос: как ставить оценки? Если одинаковые усилия прилагают сильный и слабый ученики, то нужно тому и другому ставить высокую оценку, но при накопительной системе оценок в журнале и итоговые оценки будут при этом одинаковыми, хотя реальный уровень знаний этих учеников несопоставим.
Программные требования к преподаванию темы «Белки. Нуклеиновые кислоты» в
средней школ
№ урока Тема занятия Вводимые опорные понятия и представления. Формирование специальных навыков Актуализация опорных знаний, умений, навыков по химии и междисциплинарным наукам 1. Белки – строение и свойства (2 часа) Знать основные аминокислоты, образующие белки; понятие о первичной, вторичной и тр ...
Спецификация народного воспитания в России: историко-педагогический
аспект
Исследования проблемы народного воспитания современными учеными дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народной педагогики, установлен ее предмет, определены источники, принципы, методы, характерные особенности. Но необходимость получения обоснованных данных педагогич ...
Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения
На сегодняшний день существуют различные типы обучения. Приведем сравнительные черты сообщающего и проблемного обучения. Сообщающее Проблемное 1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу. 1. новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.