Педагогика и образование » Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников » Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения

Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения

Страница 3

Отсюда вытекают основные требования к обновлению школы.

Содержание, формы, методы обучения, стиль работы учителя должны быть перестроены в соответствии с идеями гуманизма и демократизации общества. Это касается и изменения стиля общения учителей и детей. Массовое развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте возможно при условии реализации в процессе обучения не только информационной (знания, умения, навыки), но и развивающей функции научного знания (обучение), связанной с развитием мышления ребенка.

Объектом внимания и работы учителя должны стать 2 системы знаний: содержание предметного знания и способы его усвоения. Эффективность обучения связывается не только объектом и с теми качественными изменениями, которые происходят в учебной деятельности.

Деятельность человека представляет собой целую цепь, или систему действий, практических и умственных, направленных на достижение какой-то цели. В деятельности человека убедительно выступает подлинное единство биологического и социального. Только в игровой, учебной, спортивной, трудовой, общественной деятельности можно активизировать ребенка, а это важнейший фактор его развития.

В соответствии с логикой развития познавательных способностей ребенка обучение в начальной школе должно начинаться с целостного интегрированного курса, так как детям этого возраста свойственно синтетическое восприятие мира. В процессе деятельности ребенок усваивает общественный опыт, в результате приобретения собственно индивидуальный. Учитель, используя книги, предметы, памятники культуры, искусства на урок и вне урока, обучает, просвещает детей.

Переход на предметное преподавание осуществляется постепенно и является необходимым условием углубленного изучения отдельных предметов в подростковом возрасте, характеризующимся зарождением интереса к отдельным предметам.

Психологическая структура внутреннего процесса усвоения знаний и способов деятельности представленная в учебнике "Педагогика" под редакцией Ю.К. Бабанского, включает в себя восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение. В восприятие входят не только данные непосредственных ощущений ученика (зрительных, моторных), но и данные его прежнего опыта. В этом смысле восприятие не только предметной наглядности, но и её знаковых форм, а также словесной информации преподавания. Восприятие должно быть не пассивным, а активным, самостоятельным как учебной информации, так и жизненной реальности. Задача педагога подключить как можно более широкий спектр чувств учителя, полнее опереться на жизненный опыт, сочетать предметную и знаковую наглядность.

Восприятие обязательного должно перерастать в осмысление и понимание изученного, которое осуществляется путем первичного и в значительной мере обобщенного установления связей между явлениями и процессами вложения в их строение, состава назначения, вскрытия причин изучаемых явлений или событий, толкования содержания текста, смысла отдельных слов. Осмысление изучаемого материала характеризуется более глубоким на таком этапе появления определенного отношения к изучаемому, зарождаются убеждения, крепнут умения доказывать справедливость определенных выводов. В результате учащиеся глубоко осмысливают материал и уверенно овладевают им.

Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний, в ходе которого выделяются и объединяются общие существенные черты предмета, явлений действительности, изучаемых соответствующих предметов обучения. Именно в выделении главного, существенного в учебной информации проявляет себя обобщение. Учащиеся должны уметь анализировать факты и свойства, сравнивать значимость учебного материала, делать выводы.

Во время обучения всё это проявится в движении мысли ученика к усвоению смысла и определению понятия, к составлению плана, выводов, резюме к осуществлению классифицирующих и систематизирующих схем, таблиц. Процесс обобщения в ходе интегрированных уроков протекает при активном управлении со стороны учителя, который специально включает школьников в деятельность, формирующую умение обобщать изучаемое, отрабатывать, по психологической терминологии, деятельность обобщения. Уроки обобщения и систематизации знаний эффективно можно провести в форме интегрированных уроков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Системы хранения в образовании
Любая форма обучения зависит от способности хранить сумму накопленных знаний так, чтобы иметь к ним доступ в случае необходимости. Любая форма преподавания также должна обладать определенным запасом знаний по изучаемым проблемам и располагать методами их решения. В случае, когда процесс обучения пр ...

Опыт работы учителей по обучению ритму и интонации английского языка
Перед каждым преподавателем иностранного языка, особенно целью, которого является развитие ритмико-интонационных навыков, встаёт вопрос: с помощью каких материалов можно работать над данным аспектом. Г.М Вишневская доктор философских наук, профессор ГУ города Иваново предлагает работу над ритмом ан ...

Интонация различных типов английских предложений в сравнении с русскими
Под фонетикой понимается отрасль языкознания, изучающая всю звуковую сторону языка: не только собственно звуки и их поведение в речевом потоке, но и другие фонетические явления, такие как слог, его структура, акустическая природа словесного ударения, интонация, ее компоненты, функции. Интонация – ф ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2427