Г.Д. Кириллова отмечает внимание и потребность к системному подходу тем, что: свойство внутренней целостности системы ведёт к возникновению качеств; закон, лежащий в основе взаимосвязи элементов, объясняет её упорядоченность, организацию, структуру, их относительную устойчивость; взаимосвязь элементов и свойственные или структурные зависимости обнаруживают развитие, "поведение" системы.
Названные особенности системного подхода необходимы в раскрытии любого диалектического процесса. Они соответствуют и природе обучения в школе.
При анализе процесса обучения, его основных компонентов: цели, содержания, методов обучения, организационных форм, функций – обучающей, воспитывающей, и развивающей – необходимо рассматривать их не сами по себе, а путем изучения свойственных им закономерных зависимостей. Это даёт возможность выявить механизмы этого развития.
Возникает возможность изучать не проблему многообразия методов и приёмов обучения, а рассматривать применение методов и приемов, соответствующих разным целям, особенностям содержания, уровню подготовленности учащихся.
Понятие "интеграция" прочно заняло своё место в ряду других педагогических терминов. Дословно латинское integratio – восстановление, восполнение. Ведущие педагоги, считают, что это процесс объединения каких-либо частей в целое, но с другой стороны пути достижения интеграции многообразны.
Интеграция и системный подход к познанию мира во многом схожи. Интеграция – это процесс или действия, имеющие своим результатом целостность.
Целостность – это способ внутренней, органичной взаимосвязи составных, которые функционируют как элементы единой системы. Такая целостная взаимосвязь создает синергетический эффект (греч. synergeia – сотрудничество, содружество).
Система интеграция имеет свои критерии.
М.С. Асимов, О.М. Сичивица и А. Турсунов считают, что с точки зрения философии, интеграция может быть общенаучной, отраслевой, междисциплинарной и внутридисциплинарной. Ей присущи формы, степени и уровни организации.
Г.Ф. Федорец приводит несколько этапов, характеризующихся чередованием процессов интеграции и дифференциации.
Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое разрозненных частей. Суть процесса интеграции заключается в качественных преобразованиях внутри каждого элемента, входящего в систему.
Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится интеграция.
И.Ю. Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования.
Одной из фундаментальных задач школы является формирование у учащихся целостного взгляда на мир как единое, взаимосвязанное целое. В содержании образования центральной становится проблема человека и его отношение к миру: "человек и природа", "человек и общество", "человек и человек".
Объектами интеграции могут быть виды знаний, системы научных понятий, законы, теории, ведущие идеи, системы действий (методы науки), модели объективных процессов и явлений жизни.
Проблема "как интегрировать?" способствует накапливанию опыта подготовки и проведения интегрированных уроков.
И.Ю. Алексашина отметила, что в самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности единого качества на основе многих качеств. Процессы интеграции знаний неразрывно связаны с их дифференциацией.
Дифференциация имеет своим результатом вычленение отдельных сторон явлений с целью их углубленного анализа. Процесс интеграции направлен на воссоздание целостной структуры изучаемого явления, на установление внутренних связей между аналитически выделенными его сторонами. Чем глубже предшествующий анализ и дифференциация, тем богаче и содержательнее интегрированные процессы.
В настоящее время происходит стихийное обновление системы уроков в начальном образовании, как по линии наполнения их новым содержанием обучения, так и по структурным компонентам.
На уровне начальной школы недостатки образования часто являются следствием неуспеваемости, их устранению в некоторой мере помогает коррекционное обучение в сочетании с социальными мерами. В большей степени этому способствует как можно более раннее выявление способностей и склонностей ребёнка и ориентация обучения на его интересы.
Идея всеобщего обучения Я.А. Коменского
Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и ...
Наркомания и алкоголизм – болезни души
С конца 1980-х годов в России резко упала рождаемость, а с начала 90-х выросла смертность, что было связано, прежде всего, с отменой госмонополии на алкоголь. Две трети смертей в России можно было бы предотвратить, если исключить из жизни общества алкоголь и табак. Миллионы людей во всём мире страд ...
Единство образования, воспитания и развития в процессе обучения
Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в их узком смысле, т. е. соответственно как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и раз ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.