Смена видов деятельности - общее оружие против усталости. Следующее задание учебника - рисование бордюров по образцу. Делают это учащиеся цветными карандашами в рабочих тетрадях, будто вернулись в дошкольное детство, на столь любимые ими занятия по изобразительному искусству в детском саду. Учитель отмечает вслух, что теперь мы ученики и отрезки будем стараться проводить ровно, а цвет чередовать, внимательно рассматривая рисунок в учебнике.
Учитель проходит вдоль парт, стараясь одного малыша приободрить прикосновением и взглядом, другого успокоить строгостью мимики или жестом, третьего погладить и молчаливо одобрить: мол, все у тебя получится! Неудивительно, что у многих первоклассников возникает впоследствии желание более активно включиться в деятельность, в новый учебный диалог или продолжить тренировку в рисовании собственных творений дома. Исчезает напряжение, вызванное новизной обстановки и окружения, боязнь неудачи, возникает вера в собственные возможности.
Еще более естественно превращается игра в учебную деятельность во время занятий, организованных нами на свежем воздухе. Сотрудничество с родителями моих учеников позволило разделить класс на две группы, с одной из которых проводили подвижные игры родители, а с другой - занимался учитель. Долгое время после того, как закончился период адаптации и подобные встречи прекратились, первоклассники с теплым чувством вспоминали такие особенные и очень полюбившиеся им занятия. Мы постепенно превращались в классный коллектив, в котором царствует атмосфера доброты и сотрудничества, взаимопомощи и принятия индивидуальности каждого его члена.
Материала для наблюдений и сравнений в природе, среди творений человека в окружающем мире более чем достаточно. Подбор листьев одинакового цвета, формы и размера; выделение одинаковых или отличающихся друг от друга по различным признакам элементов фасадов рядом стоящих зданий; игры, соревнования с мячами, кеглями и обручами, предварительно разбитыми на группы по имеющимся признакам сходства, - вот далеко не полный перечень наших упражнений во время выходов в «большой» мир.
Наблюдения за явлениями, окружающими нас объектами, изменениями, происходящими с ними, предоставляют широкий простор для выполнения умственных операций сравнения, классификации, обобщения, а грамотная организация учебной деятельности способствует возникновению у каждого первоклассника важного чувства принадлежности к новой общности, желание быть успешным в обретаемом статусе школьника, обучаться и развиваться. Возвратившись из школы домой, ученики делятся с родителями мыслями, возникшими в ходе работы, но не высказанными пока в классе. Происходит настройка внутреннего мира первоклассников на положительное восприятие последующей учебной деятельности.
Следует отметить, что в ходе обучения учитель выполняет функцию «фасилитатора». (Фасилитация - процесс и феномен облегчения, оптимизации действий одного человека при активном, поддерживающем присутствии другого). На наш взгляд, это и функция, и миссия современного педагога. Концепция курса математики Н.Б. Истоминой, логика его построения, система заданий многочисленных учебных пособий комплекта, творчество самого педагога позволяют организовать реальный процесс обучения, учитывая имеющийся у первоклассников жизненный опыт.
Особенности проектно-исследовательской деятельности
в дошкольных учреждениях
Несмотря на то, что реализация проектно-исследовательского метода наиболее характерна для осуществления работы с детьми школьного возраста, дети дошкольного возраста могут также эффективно ее осуществлять, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки: стремление к исследова ...
Дошкольный возраст
За последние годы процесс создания новых концепций дошкольного воспитания и новых проектов программ воспитания и обучения дошкольников заметно активизировался. От современного воспитателя не требуется строгого следования одной типовой программе, как это было еще сравнительно недавно. В наши дни каж ...
Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий
Уроки с использованием игры, являются познавательным инновационным видом, учебно-познавательной деятельности с использованием активных методов обучения. Именно во время проведения таких занятий, моделируется ситуация прошлого или сегодняшнего, "оживают" детали прошлого. Одним из видов инн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.