Компетенция – категория педагогическая. Педагог, ею обладающий, – это специалист, имеющий основательные знания в каком-либо предмете школьного курса обучения. Компетенция будущего педагога формируется в процессе профессиональной подготовки и специализации в определенной области знаний – основ той науки, которую ему предстоит преподавать [2, с. 72].
Необходимо отметить важное значение стандартизации высшего педагогического образования. Проблема эта заслуживает особого внимания, так как на базе стандартов создается новое методическое обеспечение по всем учебным дисциплинам. Анализ первых вариантов стандартов показывает, что при всем желании составителей наполнить их гуманистическим содержанием преобладает все же сциентистская направленность, т.е. ориентация на систему научных знаний. При создании же механизма оценки соответствия педагога, скажем, нормам математического образования (предметной, методической компетентности) принимается во внимание только способность его «доказывать что-либо» или «давать определение понятию» и т.п.
Психологические предпосылки такой деятельности, а также достижения педагога в развитии психических познавательных процессов или базового пространственного опыта (психолого-педагогической компетентности) обычно не учитываются или даже игнорируются. Приходится констатировать, что психолого-педагогические знания, которые могли бы помочь учителю в его преподавательской работе, не дают желаемого результата, ибо не обогащены современными теоретическими представлениями, не подкреплены инновационными подходами к содержанию образования, технологиям и методам учебно-воспитательной деятельности.
Технологии обучения занимают промежуточное положение между теорией и практикой. Своим появлением они обязаны необходимости решения усложнившихся задач, что предполагает инструментальное систематизирование способов и средств педагогического управления учебным процессом Теория обучения раскрывает связи между закономерностями познания и организацией этого процесса.
Гуманизация педагогического образования требует поиска таких технологий обучения, овладев которыми педагог сумеет занять позицию субъекта обучения. Это способствует становлению личности, самостоятельному определению своего образовательного пути и выбору сферы профессионально-педагогической деятельности, что невозможно без персонализации профессиональной подготовки.
Формируя профессиональную компетентность на основе новых технологий, можно руководствоваться такими требованиями:
1) альтернативность действий педагога и учащихся, свобода выбора;
2) возможность выбора целей, содержания, средств профессиональной подготовки и вида своей деятельности в качестве учителя педагога-исследователя и др.;
3) оптимальность, т.е. соответствие выбора целям профессионально-педагогической подготовки, осознанность профессионально-личностного развития педагога в процессе самообучения, определенность условий и сферы выбора, способствующая самопознанию профессионально-педагогических способностей, интересов и самораскрытию творческого потенциала;
Особенности математического мышления
Идея соотношения биологических и социальных моментов в развитии мышления занимает основное место в теории Ж. Пиаже. Концепция Пиаже в этом отношении чрезвычайно проста. Пиаже принимает вместе с психоанализом З. Фрейда и с примыкающим к нему Э. Блейлером, что первичная ступень в развитии мышления ре ...
Сенсорное развитие и дидактические игры
На протяжении дошкольного детства происходит значительное сенсорное развитие – двигательных, пространственных, предметных и других видов ощущений. Развиваются и кожные ощущения, возрастает точность восприятия фактуры, формы, размера предметов при осязании. Дошкольный возрастной период характеризует ...
Государственные стандарты нового поколения как путь модернизации
образования в России на современном этапе.
«Любая реформа образования — это прежде всего реформа содержания образования. Все остальное — изменения в системе образования, то есть в его инфраструктуре. Более того, как это ни покажется парадоксальным, всякие изменения только в экономике образования, как и всякие только технологические изменени ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.